Лаборатория историка

Исследование повседневной жизни советских людей в эпоху Сталина


Наш сайт Утерянная империя  пробился в полуфинал конкурса "Золотой сайт". Прошу поддержать своими голосами здесь.

Мы вырвались вперед, обгоняя вдвое ближайшего конкурента. В этот момент счетчики были обнулены. Критик обиделся и вышел из конкурса.

Та поддержка, которая была оказана вами нашей работе, нам очень важна, — спасибо! Сил придает пахать))

09.03.2011 Posted by | Uncategorized | 33 комментария

Рабочая схема «голодомора» №2 (08.03.2011 г.) Часть 1.


Начиная разрабатывать тему голода 1932/33 г., я, конечно, имел определенную точку зрения по сути и по самым общим проблемам, не подозревая о многих деталях и обстоятельствах. Выяснив для себя круг проблем, основные противеречия, наработав первый объем информации из источников, я в одной из дискуссий бегло сформулировал свою «грубую схему «голодомора», которую и вынес на суд читателям.

Та схема устарела по мере накопления информации. Сегодня я предлагаю вам свою следующую, чуть менее грубую, но все еще очень сырую рабочую версию №2. В прошлый раз обсуждение схемы помогло мне в уточнении многих нюансов, деталей и формулировок. В этот раз я также расчитываю на рабочую дискуссию.

Какие новые данные и соображения заставили меня скорректировать свою версию?

1) Расширились и углубились мои данные по сельскохозяйственному производству и деревенской жизни 1920-х гг.
2) Я имею гораздо больше данных по погоде.
3) Добавились данные по общественному питанию на Украине и по экспорту-импорту продовольствия.
4) Я сумел взвесить остроту ситуации и характер проблем по опубликованным еще тогда источникам.
5) Удалось взвесить значение основных факторов, которые привели к острейшему продовольственному кризису. Впервые, я увидел тот фактор, без которого голода бы не было.
6) Мне кажется, что я понял, почему советское правительство не назвало голод голодом и не запросило помощи.

Конечно, предстоит собрать еще много данных, просмотреть значительный пласт непросмотренных пока источников и историографии вопроса. Предлагаемая рабочая версия №2 — версия для данного этапа исследования. Публикую ее я еще и для того, чтобы читатель видел, как эволюционируют рабочие версии у историков. Все-таки мой блог — это лаборатория историка))

Рабочая схема «голодомора» №2 (08.03.2011 г.) Часть 1.

Читать далее

09.03.2011 Posted by | Uncategorized | , , , | 122 комментария

К вопросу о советском экспорте пшеницы в «голодомор»


Из статьи А.Гойхбарга "Меры по сокращению импорта пшеницы" из журнала "Внешняя торговля"
(№18, октябрь 1933 г., с.9):

"В 1933 г. после некоторого перерыва СССР опять будет играть крупную роль в деле экспорта пшеницы в европейские страны".

Напомню, что я уже выкладывал помесячную статистику советского экспорта четырех
главных хлебов за 1931-1933 гг.

09.03.2011 Posted by | Uncategorized | | 18 комментариев