Лаборатория историка

Исследование повседневной жизни советских людей в эпоху Сталина

Любили ли большевики свой народ?


«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя» (Луций Анней Сенека).

«Счастливую и великую родину любить невелика вещь. Мы ее должны любить именно, когда она слаба, мала, унижена, глупа, наконец, даже порочна …» (В.Розанов)

А теперь цитата из журнала времен НЭПа («Здоровая деревня», №5, 1927 г):


 

Вот и решайте сами, насколько большевики любили свой народ и верили в него. Верили, что народ, целыми деревнями обходящийся без бань, завтра выстроит несмотря на дезертирство националистической части интеллигенции громады электростанций, послезавтра даст пинка цивилазаторам из Европы и станет учить их жить по-человечески, а ровно через 34 года первым полетит в космос….

А сегодня … нам ли стыдится своих предков или им нас? — благодаря их победам и свершениям имеющим возможность пока нежиться в горячих ванных…

Статья целиком под катом. Читать далее

24.03.2011 Posted by | Uncategorized | , , , , | 12 комментариев

Еще раз про газеты и умение их анализировать.


В связи с этой историей.

Сирджонс, как я понял, решил продолжить посленовогодний наезд, видимо, в связи с тем, что я недавно поудалял из френдов всех, кто меня не зафрендил, в том числе и его — небожителя.

Ситуация видится мне следующим образом.

1) Изложение советской истории официальными современными специалистами, а тем более агитпропом Сванидзе-Резунов, явно лживое. Любители истории не могут это не понимать.

2) Молодая поросль любителей истории и даже молодых историков наловчилась этой лжи противостоять в тех темах, которые им интересны, особенно в темах военной истории.

3) Однако, в силу очевидных недостатков (подготовленных в последние 15 лет историков ограничивает вбитая им в головы искаженное системное историческое знание, а любители истории и даже некоторые получившие "демократические" исторические дипломы не научены работать с источниками), эта молодежь, сталкиваясь с советской историографией и источниками, автоматически переносят на них характерные лишь для современной историографии и пропаганды особенности, знакомые им, как правило, в любимой ими военной истории.

4) Подводит молодежь и "объективничанье", которая от исторической объективности далека.

5) Подводит неумение блюсти исторический контекст.

6) Кроме того, поднимаемый мной в качестве исторического источника пласт периодики со своими специфическими особенностями для "вифовцев" (именно они устраивают мне обструкцию) суть сфера незнакомая. Они пытаются провести напрашивающуюся параллель со знакомыми им современными периодическими изданиями и … сразу уходят в степь по дрова. Собственно это дело наживное, ведь и профессиональные историки с периодикой работать не любят. Получается, что анализ периодики 1930-х гг. впервые в столь серьезном качестве и в таких объемах положил в основу исследования лишь ihistorian.

Я пытался охарактеризовать газету «Правду» как исторический источник. Конфликтующая сторона то ли мое пособие не прочитала, то ли не смогла пока понять.

К сожалению, вместо обсуждения особенностей такого исторического источника как периодика 1930-х гг., вместо уточнения позиций молодежь взыграла гормонами и апломбом. Многие из них давно известны своей работой, успели издать популярные книжки, уважаемый является редактором хорошего издательства. Сказываются установившиеся между ними личные связи.

Впрочем, в любом случае я с симпатией отношусь к искренней попытке таких юзеров как , , и   разобраться в тех исторических темах, которые их интересуют и желаю им успеха. Хотя между нами существуют политические разногласия, возможно со временем личное недопонимание будет преодолено. По крайней мере, свой темперамент и язык я сдерживаю. Мои читатели знают, насколько я могу быть едким и острым.

Мой же караван будет продолжать идти в ту сторону, где расположена забытая ныне во многом, но некогда великая сталинская эпоха.

NB. Важное напоминание: периодика не является единственным для меня историческим источником. Мной собирается добрая коллекция законодательных актов, статистических материалов (верхний пост блога между прочим), публикуемые в последние годы сборники документов, в том числе отчеты ОГПУ-НКВД, фотоматериалы, советская и современная историография. Я даже пытаюсь собрать личные видеоинтервью стариков старше 80 лет.

Ihistorian находится лишь в начале пути. Моя слабость в том, что я пустил читателя в свою лабораторию с самого начала, когда не мог и не могу еще похвастаться  полным анализом ни одной из проблем социально-экономической истории 1930-х гг. Но в этой моей уязвимости залог моей искренности перед читателем и моей уверенности в собственных силах.

24.03.2011 Posted by | Uncategorized | , | 79 комментариев