Треба бабушку, на худой конец людину…
В очередной раз нарвался на "бабушку":"Я особисто знав людину, що розказувала про Голодомор саме на Донеччини у грецькому селі".
Мифы, подобные "голодомору" становятся эффективными лишь тогда, когда уходит из жизни поколение очевидцев. Тем, кто в сознательном возрасте встретил 1933 г. сегодня более 93 лет, — какие нахрен "людины" и "бабушки", друзья мои?
Обращаюсь ко всем украинцам, как френдам, но особенно к оппонентам: если есть "людина", лично пережившая голод на Украине весной 1933 г. в возрасте старше хотя бы 16 лет, — приглашаю ее на публичную беседу в своем ЖЖ в этой теме.
Свидетеля вчерашнего происшествия надо уметь спрашивать, — френд не даст соврать)) Свидетеля событий 77-летней давности — тем более. Ihistorian этому ОБУЧЕН, большинство из страдальцев за несчастную Неньку Украiну — нет.
NB. Нужен живой свидетель 1933 г. в здравом уме, находящийся под рукой у юзера (понятно, что сам он сюда писать не сможет).
Появлюсь в пятницу: здесь пока можно писать любые истории живых очевидцев старше 92 лет. Приеду, — задам дополнительные вопросы. Соответственно никаких удалений комментов до пятницы не будет. Надеюсь, что читатели не будут компрометировать свою точку зрения руганью и т.п.
Я могу в точности передать слова моей бабушки, пережившей голод, по ее рассказам. Но это настолько не вписывается в комплекс голодоморной брехни, что и смысла нет.
комментарий от ibicvs | 12.10.2010 |
Я могу в точности передать слова моей бабушки, пережившей голод, по ее рассказам. Но это настолько не вписывается в комплекс голодоморной брехни, что и смысла нет.
комментарий от ibicvs | 12.10.2010 |
Свидетели всё-таки и к сожалению не аргумент.
Вот у меня дедушка в здравом уме и твердой памяти, он свидетель немецкой оккупации на Украине. И что он видел?
Заняли половину(!) дома немцы в возрасте, железнодорожники.
Единственное чем они занимались, это выменивали(не отбирали, а выменивали) на вещи продукты питания(масло и сало) и запаковывая их в жесть отправляли в Германию.
Ни тебе убийств, ни изнасилования пионерок на портрете Сталина.
Но значит ли это что убийств не было?
Вовсе нет.
комментарий от supermipter | 12.10.2010 |
Свидетели всё-таки и к сожалению не аргумент.
Вот у меня дедушка в здравом уме и твердой памяти, он свидетель немецкой оккупации на Украине. И что он видел?
Заняли половину(!) дома немцы в возрасте, железнодорожники.
Единственное чем они занимались, это выменивали(не отбирали, а выменивали) на вещи продукты питания(масло и сало) и запаковывая их в жесть отправляли в Германию.
Ни тебе убийств, ни изнасилования пионерок на портрете Сталина.
Но значит ли это что убийств не было?
Вовсе нет.
комментарий от supermipter | 12.10.2010 |
Надо уметь спрашивать)) Все что реально помнит — я вытяну. Да и читатели подмогнут, если что.
комментарий от ihistorianword | 12.10.2010 |
Надо уметь спрашивать)) Все что реально помнит — я вытяну. Да и читатели подмогнут, если что.
комментарий от ihistorianword | 12.10.2010 |
Пока никого нет, давайте в эту ветку.
комментарий от ihistorianword | 12.10.2010 |
Пока никого нет, давайте в эту ветку.
комментарий от ihistorianword | 12.10.2010 |
Я как-то обратил внимание, что миф вокруг белорусской ориентации в деятельности К.Калиновского начал формироваться в то время, когда практически все участники восстания уже были в преклонном возрасте или умерли. Ой как агрессивно отреагировали на это «шчыра-сьвядомыя» товарищи. Но у них единственная методика дискуссии. Они, если не могут найти фактов в документах или даже гипотез в исследованиях, проходятся по личности человека, поколебавшего миф. Если идею нечем перекрыть, нападают на носителей идеи, пытаясь очернить их, а если это удалось, тогда и идеи таких носителей тоже как-то нехорошо смотрятся. Ещё один метод, но гораздо реже используемый, — это цитировать художественные произведения, выдавая диалоги оттуда за оригинальные документально зафиксированные цитаты. Естественно, такие вещи даются без ссылок, т.к. не очень хорошо ссылаться на художественную литературу.
Так что про всяких бабушек в преклонном возрасте — это то, что надо для создания мифа, и трогать старушку не культурно как-то, всё-таки старый человек, переживший трагедию, ему ,не дай Бог, ещё в порыве эмоций плохо сделается, а в таком возрасте нервничать нельзя.
А вообще мой коллега из Гомеля сейчас работает над цифрами по голодомору. Выходит как-то не очень трагично. У него информация из архивов, и насколько я понимаю, он просто сравнил смертность в другие периоды и смертность в это время, но в соседних регионах. Пока он полностью не закончил подсчёты, но уже конкретная картина вырисовывается.
комментарий от a_gronskiy | 12.10.2010 |
Я как-то обратил внимание, что миф вокруг белорусской ориентации в деятельности К.Калиновского начал формироваться в то время, когда практически все участники восстания уже были в преклонном возрасте или умерли. Ой как агрессивно отреагировали на это «шчыра-сьвядомыя» товарищи. Но у них единственная методика дискуссии. Они, если не могут найти фактов в документах или даже гипотез в исследованиях, проходятся по личности человека, поколебавшего миф. Если идею нечем перекрыть, нападают на носителей идеи, пытаясь очернить их, а если это удалось, тогда и идеи таких носителей тоже как-то нехорошо смотрятся. Ещё один метод, но гораздо реже используемый, — это цитировать художественные произведения, выдавая диалоги оттуда за оригинальные документально зафиксированные цитаты. Естественно, такие вещи даются без ссылок, т.к. не очень хорошо ссылаться на художественную литературу.
Так что про всяких бабушек в преклонном возрасте — это то, что надо для создания мифа, и трогать старушку не культурно как-то, всё-таки старый человек, переживший трагедию, ему ,не дай Бог, ещё в порыве эмоций плохо сделается, а в таком возрасте нервничать нельзя.
А вообще мой коллега из Гомеля сейчас работает над цифрами по голодомору. Выходит как-то не очень трагично. У него информация из архивов, и насколько я понимаю, он просто сравнил смертность в другие периоды и смертность в это время, но в соседних регионах. Пока он полностью не закончил подсчёты, но уже конкретная картина вырисовывается.
комментарий от a_gronskiy | 12.10.2010 |
У меня бабушка жила в те времена в Харьковской области (деревня в нескольких километрах оторода) во вполне сознательном возрасте. Правда, она несколько лет назад умерла, но ее рассказы я помню хорошо. Они сильно отличаются от показаний секты «свидетели Голодомора». Хотя голодновато действительно было.
Кстати, именно в 1933 году она встретила деда, который за пару лет до этого приехал в Харьков работать, а затем пошел учиться. И где-то в семейном альбоме есть несколько фотографий города как раз 1932-33-го годов, но это нужно искать.
комментарий от grey_croco | 12.10.2010 |
У меня бабушка жила в те времена в Харьковской области (деревня в нескольких километрах оторода) во вполне сознательном возрасте. Правда, она несколько лет назад умерла, но ее рассказы я помню хорошо. Они сильно отличаются от показаний секты «свидетели Голодомора». Хотя голодновато действительно было.
Кстати, именно в 1933 году она встретила деда, который за пару лет до этого приехал в Харьков работать, а затем пошел учиться. И где-то в семейном альбоме есть несколько фотографий города как раз 1932-33-го годов, но это нужно искать.
комментарий от grey_croco | 12.10.2010 |
К сожалению, мой дед, 1917го года рождения, умер год назад. А так он рассказывал, что да, в тот период умер его младший брат (6ой ребенок в семье, самый младший) но не столько от голода, сколько по иным неизвестным ему причинам.
комментарий от alone817 | 12.10.2010 |
К сожалению, мой дед, 1917го года рождения, умер год назад. А так он рассказывал, что да, в тот период умер его младший брат (6ой ребенок в семье, самый младший) но не столько от голода, сколько по иным неизвестным ему причинам.
комментарий от alone817 | 12.10.2010 |
да, вот только беда в том, что оголтелым дуракам всё равно ничего не доказать ( хоть тысячу свидетелей покажи.
комментарий от carnivorer | 12.10.2010 |
да, вот только беда в том, что оголтелым дуракам всё равно ничего не доказать ( хоть тысячу свидетелей покажи.
комментарий от carnivorer | 12.10.2010 |
Ну я очень тактично интервьюирую.
Не забудьте дать ссылку на результаты))
комментарий от ihistorianword | 12.10.2010 |
Ну я очень тактично интервьюирую.
Не забудьте дать ссылку на результаты))
комментарий от ihistorianword | 12.10.2010 |
Был бы благодарен за снимки)
комментарий от ihistorianword | 12.10.2010 |
Был бы благодарен за снимки)
комментарий от ihistorianword | 12.10.2010 |
Надо уметь доказывать)
комментарий от ihistorianword | 12.10.2010 |
Надо уметь доказывать)
комментарий от ihistorianword | 12.10.2010 |
моя бабушка 1906 года рождения умерла в 2000 году. Подробности ее рассказов не помню, т.к. их невыносимо было слушать и я всячески старалась пропускать их мимо ушей и вообще мимо себя. Причин считать ее лгущей по этим вопросам у меня нет. Когда в 90-х годах пошла первая информация про голодомор, это воспринималось как глоток правды и того, что об этом наконец стало можно говорить. А то, что из этого сделали антирусскую пропаганду практически сделало вопрос опять закрытым, и получается, что люди оказываются пострадавшими дважды — первый раз в те годы, а второй сейчас. И отрицатели и защитники голодомора ИМХО одинаково вносят свой вклад в закрытие этой темы.
комментарий от sis_2007 | 12.10.2010 |
моя бабушка 1906 года рождения умерла в 2000 году. Подробности ее рассказов не помню, т.к. их невыносимо было слушать и я всячески старалась пропускать их мимо ушей и вообще мимо себя. Причин считать ее лгущей по этим вопросам у меня нет. Когда в 90-х годах пошла первая информация про голодомор, это воспринималось как глоток правды и того, что об этом наконец стало можно говорить. А то, что из этого сделали антирусскую пропаганду практически сделало вопрос опять закрытым, и получается, что люди оказываются пострадавшими дважды — первый раз в те годы, а второй сейчас. И отрицатели и защитники голодомора ИМХО одинаково вносят свой вклад в закрытие этой темы.
комментарий от sis_2007 | 12.10.2010 |
Область, район помните?
комментарий от ihistorianword | 12.10.2010 |
Область, район помните?
комментарий от ihistorianword | 12.10.2010 |
станица Шкуринская, Староминской или Кущевский район (подчиненность менялась).
И еще в Сибири поселение, куда выслали ее родителей, называлось Галка, но сейчас его уже нет.
комментарий от sis_2007 | 12.10.2010 |
станица Шкуринская, Староминской или Кущевский район (подчиненность менялась).
И еще в Сибири поселение, куда выслали ее родителей, называлось Галка, но сейчас его уже нет.
комментарий от sis_2007 | 12.10.2010 |
Область-то, где был голод?
комментарий от ihistorianword | 12.10.2010 |
Область-то, где был голод?
комментарий от ihistorianword | 12.10.2010 |
помню историю из ее рассказов: после окончания голода появились переселенцы из других районов России и одна женщина сокрушалась, что забыли взять с собой ножницы для стрижки овец, а на местном базаре не смогли найти их. А там и кошек поели. По рассказам бабушки из тех переселенцев мало кто остался жить.
комментарий от sis_2007 | 12.10.2010 |
помню историю из ее рассказов: после окончания голода появились переселенцы из других районов России и одна женщина сокрушалась, что забыли взять с собой ножницы для стрижки овец, а на местном базаре не смогли найти их. А там и кошек поели. По рассказам бабушки из тех переселенцев мало кто остался жить.
комментарий от sis_2007 | 12.10.2010 |
у меня бабушка по возрасту не проходит. Сестра её уже умерла. Но помнит, что голодно было.
комментарий от galzu_utud | 13.10.2010 |
у меня бабушка по возрасту не проходит. Сестра её уже умерла. Но помнит, что голодно было.
комментарий от galzu_utud | 13.10.2010 |
«a_gronskiy 2010-10-12 07:34
…Ой как агрессивно отреагировали на это «шчыра-сьвядомыя» товарищи. Но у них единственная методика дискуссии. Они, если не могут найти фактов в документах или даже гипотез в исследованиях, проходятся по личности человека, поколебавшего миф. Если идею нечем перекрыть, нападают на носителей идеи, пытаясь очернить их, а если это удалось, тогда и идеи таких носителей тоже как-то нехорошо смотрятся»… (с)
===========================================
Насчет неспровоцированных «прохождений по личности» со стороны поклонников Сталина в этом блоге нет нужды примерчиков подкинуть? ))))))))))))
комментарий от rusofil84 | 13.10.2010 |
«a_gronskiy 2010-10-12 07:34
…Ой как агрессивно отреагировали на это «шчыра-сьвядомыя» товарищи. Но у них единственная методика дискуссии. Они, если не могут найти фактов в документах или даже гипотез в исследованиях, проходятся по личности человека, поколебавшего миф. Если идею нечем перекрыть, нападают на носителей идеи, пытаясь очернить их, а если это удалось, тогда и идеи таких носителей тоже как-то нехорошо смотрятся»… (с)
===========================================
Насчет неспровоцированных «прохождений по личности» со стороны поклонников Сталина в этом блоге нет нужды примерчиков подкинуть? ))))))))))))
комментарий от rusofil84 | 13.10.2010 |
Приеду в пятницу — напомните, я могу кое-что рассказать про Шкуринскую.
комментарий от ihistorianword | 13.10.2010 |
Приеду в пятницу — напомните, я могу кое-что рассказать про Шкуринскую.
комментарий от ihistorianword | 13.10.2010 |
По части же «голодомора» мне больше всего понравилось общение со одним из бывших подчиненных-малороссом. Начал мне бодро впаривать про 7 миллионов невинно умерщвленных голодом только в Малороссии, но когда я ему показал более «свежую» свидомитскую версию об уже 10 миллионах — тогда только стушевался. Когда я ему предложил пари, что дойдет и до 15, и до 20 милл., спорить уже не стал. И очень радовался, когда я ему попозже и эти безумные цифры показал в свидомитских СМИ.
И тогда только раскололся и процитировал рассказы своей бабушки, как волов порезали на мясо и т.д. и т.п. Причем один из его двоих двоюродных дедов оказался раскулаченным, а второй — работником НКВД (это как комментарий, что «голодомор» осуществлялся руками «жидiв та москалiв») 🙂
комментарий от rusofil84 | 13.10.2010 |
По части же «голодомора» мне больше всего понравилось общение со одним из бывших подчиненных-малороссом. Начал мне бодро впаривать про 7 миллионов невинно умерщвленных голодом только в Малороссии, но когда я ему показал более «свежую» свидомитскую версию об уже 10 миллионах — тогда только стушевался. Когда я ему предложил пари, что дойдет и до 15, и до 20 милл., спорить уже не стал. И очень радовался, когда я ему попозже и эти безумные цифры показал в свидомитских СМИ.
И тогда только раскололся и процитировал рассказы своей бабушки, как волов порезали на мясо и т.д. и т.п. Причем один из его двоих двоюродных дедов оказался раскулаченным, а второй — работником НКВД (это как комментарий, что «голодомор» осуществлялся руками «жидiв та москалiв») 🙂
комментарий от rusofil84 | 13.10.2010 |
Посмотреть на Яндекс.Фотках
641 тыс. — это потолок, причем умерших избыточно не только от голода. Скорее всего 200-300 тыс. максимум.
комментарий от ihistorianword | 13.10.2010 |
Посмотреть на Яндекс.Фотках
641 тыс. — это потолок, причем умерших избыточно не только от голода. Скорее всего 200-300 тыс. максимум.
комментарий от ihistorianword | 13.10.2010 |
мой дед с западной Украины, из семьи весьма зажиточных крестьян пережил «голодомор» ребенком. рассказывал, что ели липенники. это когда сухие литья липы перетираются, смешиваются с мукой и пекутся оладьи. Между тем в войну он подростком ушел в парзизаны (не к бандеревцам естестно, а к нашим), был ранен, имеет награды. с 50-х годов он живет в России, но до сих пор гэкает. люблю его ужасно и горжусь им нет слов до какой степени! щас он старый, распрашивать не хочу, расстроится еще
комментарий от archi_poohh | 13.10.2010 |
мой дед с западной Украины, из семьи весьма зажиточных крестьян пережил «голодомор» ребенком. рассказывал, что ели липенники. это когда сухие литья липы перетираются, смешиваются с мукой и пекутся оладьи. Между тем в войну он подростком ушел в парзизаны (не к бандеревцам естестно, а к нашим), был ранен, имеет награды. с 50-х годов он живет в России, но до сих пор гэкает. люблю его ужасно и горжусь им нет слов до какой степени! щас он старый, распрашивать не хочу, расстроится еще
комментарий от archi_poohh | 13.10.2010 |
Э-э-э-э-э-э, Западная Украина в 1932-33 годах не в ходила в состав УССР 😉
комментарий от nazar_rus | 13.10.2010 |
Э-э-э-э-э-э, Западная Украина в 1932-33 годах не в ходила в состав УССР 😉
комментарий от nazar_rus | 13.10.2010 |
Было бы ценное свидетельство, т.к. официально считается, что голод был только в СССР из-за политики Сталина.
1) Вы могли бы дать следующую информацию:
— его год рождения и место жительства в 1932-1933 г.
— хорошо бы фамилию, или хотя бы девичью фамилию матери, если она из того же села))
— состав семьи
— количество скота
— какими доходами семья жила ( свое хозяйство, работа на кого-то и т.п.)
2) Тактично спросить его о довольно нейтральных темах:
— помнит ли он неурожаи?
— с чем они были связаны?
Хотя бы это))
комментарий от ihistorianword | 13.10.2010 |
Было бы ценное свидетельство, т.к. официально считается, что голод был только в СССР из-за политики Сталина.
1) Вы могли бы дать следующую информацию:
— его год рождения и место жительства в 1932-1933 г.
— хорошо бы фамилию, или хотя бы девичью фамилию матери, если она из того же села))
— состав семьи
— количество скота
— какими доходами семья жила ( свое хозяйство, работа на кого-то и т.п.)
2) Тактично спросить его о довольно нейтральных темах:
— помнит ли он неурожаи?
— с чем они были связаны?
Хотя бы это))
комментарий от ihistorianword | 13.10.2010 |
Моя бабушка «20-го года рождения (уже 15 лет как на том свете) в 1932-35-м жила в одном из сел Бахчисарайского района Крыма. Рассказывала, как весной «33-го ночью пешком шла в Бахчисарай и случайно наступила на труп, возле которого, как ок., лежали еще два тела. Но это был единичный случай.
комментарий от kola_jan | 13.10.2010 |
Моя бабушка «20-го года рождения (уже 15 лет как на том свете) в 1932-35-м жила в одном из сел Бахчисарайского района Крыма. Рассказывала, как весной «33-го ночью пешком шла в Бахчисарай и случайно наступила на труп, возле которого, как ок., лежали еще два тела. Но это был единичный случай.
комментарий от kola_jan | 13.10.2010 |
«archi_poohh 2010-10-13 05:43
мой дед с западной Украины, из семьи ВЕСЬМА ЗАЖИТОЧНЫХ крестьян… в войну он подростком ушел в партизаны (не к бандеровцам естестно, а к НАШИМ), был ранен, имеет награды.» (с)
===============================
Вот-вот, для сторонников «классовой борьбы»… ))) (((
Русин, наверное?
комментарий от rusofil84 | 13.10.2010 |
«archi_poohh 2010-10-13 05:43
мой дед с западной Украины, из семьи ВЕСЬМА ЗАЖИТОЧНЫХ крестьян… в войну он подростком ушел в партизаны (не к бандеровцам естестно, а к НАШИМ), был ранен, имеет награды.» (с)
===============================
Вот-вот, для сторонников «классовой борьбы»… ))) (((
Русин, наверное?
комментарий от rusofil84 | 13.10.2010 |
«ihistorian 2010-10-13 06:07
Было бы ценное свидетельство, т.к. ОФИЦИАЛЬНО считается, что голод был только в СССР из-за политики Сталина…» (с)
===========================
Где это считается официально??? В России далеко не такая формулировка у ученых, ДАЖЕ у нелюбимого здесь в блоге Кондрашина.
Всякие свИнидзе не в счет.
На Западе — пох, нехай мелкобриты сначала за НАСТОЯЩИЙ голодомор в Бенгалии отчитаются и покаются… 🙂
комментарий от rusofil84 | 13.10.2010 |
«ihistorian 2010-10-13 06:07
Было бы ценное свидетельство, т.к. ОФИЦИАЛЬНО считается, что голод был только в СССР из-за политики Сталина…» (с)
===========================
Где это считается официально??? В России далеко не такая формулировка у ученых, ДАЖЕ у нелюбимого здесь в блоге Кондрашина.
Всякие свИнидзе не в счет.
На Западе — пох, нехай мелкобриты сначала за НАСТОЯЩИЙ голодомор в Бенгалии отчитаются и покаются… 🙂
комментарий от rusofil84 | 13.10.2010 |
бабкины и прабабкинвы рассказы я очень хорошо помню, ибо с малых лет интересовал вопрос «как это было».
1. бабушка, жившая в 32 в с. Лещиновка Полтавской обл. рассказывала, что изьяте излишков зерна действительно производилось, из-за чего потом было голодно. НО! по соседним селам и чуть далее по р-ну оно производилось весьма по-разному (где-то оставили на зиму по 3 пуда, где-то забирали все, что нашли, а в одном селе позабирали даже кукурузу, картофель и свеклу). На централизованные акции не похоже. А кроме того, в некоторых колхозах весь посевной фонд-33 сложили в одном амбаре и выставили вооруженную охрану. Только есть такая проблема — если зерно не проветривать-перемешивать, оно попреет и фиг что взойдет потом. Был даже прецендент ранения крестьянина, который попытался сначала объяснять «городскому с винтовкой», а потом решил прорваться силой. А то голодное время тем более врезалось в память, что в черноземных р-нах Украины даже в неурожайные годы на себя-то хватало.
В Лещиновке была аж одна помешавшаяся, которую потом увезли в Полтаву и более никто не видел — она зарезала и съела двоих детей (не своих). Бабушка работала в колхозной столовой и в январе-феврале готвила красные бобы (на Украине не растут точно)и «рыбьи глазки» (сорго, которое и в Союзе-то не растет). Так что в миф о непущании гумпомощи я не верю. А также в то, что из сел никого не впускали. В сентябре 33 бабушка пошла работать на фабрику в Харькове и учиться в вечернюю школу.
2. Прабабушка, жившая в г.Харькове пару раз в месяц ездила аж за Винницу, где меняла утварь/книги/украшения на еду. В торгсин сходила только раз — потому как там за колечко дали даже не пару кг. муки, а за пределами СССР можно было расчитывать на все 10 кг. Про взятки на границах ничего не знаю, но никто ее официально не штрафовал и вообще не привлекал к какой-либо ответственности. В Харькове было голодновато (примерно так же как в 1916-1919, 1921, 1927 гг.)
3. Бабушка в ст.Казачье на Кубани помнит что в июне-июле 1932 почему-то резко повысили норму сдачи зерна для черноземных р-нов СССР. И именно чтобы выпнить этот «план», изымались излишки. Уже зимой 33 планы пересмотрели. Там не забирали ничего, кроме зерна и круп, охраны на посевной фонд глупой не выставляли. По памяти тамошних старожилов в 1919 было гораздо хуже, чем в 1932/33
комментарий от froggreen | 13.10.2010 |
бабкины и прабабкинвы рассказы я очень хорошо помню, ибо с малых лет интересовал вопрос «как это было».
1. бабушка, жившая в 32 в с. Лещиновка Полтавской обл. рассказывала, что изьяте излишков зерна действительно производилось, из-за чего потом было голодно. НО! по соседним селам и чуть далее по р-ну оно производилось весьма по-разному (где-то оставили на зиму по 3 пуда, где-то забирали все, что нашли, а в одном селе позабирали даже кукурузу, картофель и свеклу). На централизованные акции не похоже. А кроме того, в некоторых колхозах весь посевной фонд-33 сложили в одном амбаре и выставили вооруженную охрану. Только есть такая проблема — если зерно не проветривать-перемешивать, оно попреет и фиг что взойдет потом. Был даже прецендент ранения крестьянина, который попытался сначала объяснять «городскому с винтовкой», а потом решил прорваться силой. А то голодное время тем более врезалось в память, что в черноземных р-нах Украины даже в неурожайные годы на себя-то хватало.
В Лещиновке была аж одна помешавшаяся, которую потом увезли в Полтаву и более никто не видел — она зарезала и съела двоих детей (не своих). Бабушка работала в колхозной столовой и в январе-феврале готвила красные бобы (на Украине не растут точно)и «рыбьи глазки» (сорго, которое и в Союзе-то не растет). Так что в миф о непущании гумпомощи я не верю. А также в то, что из сел никого не впускали. В сентябре 33 бабушка пошла работать на фабрику в Харькове и учиться в вечернюю школу.
2. Прабабушка, жившая в г.Харькове пару раз в месяц ездила аж за Винницу, где меняла утварь/книги/украшения на еду. В торгсин сходила только раз — потому как там за колечко дали даже не пару кг. муки, а за пределами СССР можно было расчитывать на все 10 кг. Про взятки на границах ничего не знаю, но никто ее официально не штрафовал и вообще не привлекал к какой-либо ответственности. В Харькове было голодновато (примерно так же как в 1916-1919, 1921, 1927 гг.)
3. Бабушка в ст.Казачье на Кубани помнит что в июне-июле 1932 почему-то резко повысили норму сдачи зерна для черноземных р-нов СССР. И именно чтобы выпнить этот «план», изымались излишки. Уже зимой 33 планы пересмотрели. Там не забирали ничего, кроме зерна и круп, охраны на посевной фонд глупой не выставляли. По памяти тамошних старожилов в 1919 было гораздо хуже, чем в 1932/33
комментарий от froggreen | 13.10.2010 |
С запозданием — но была профилактика сервера.
Мне в этом плане повезло.
Во первых, застал рассказы бабушки по маминой линии (ее мамы) Украина. По ее рассказам был очень сильный голод с голодными смертями. Но поскольку я тоже немножко умею задавать вопросы, то довольно быстро вытянул, что в ее памяти сплелись ДВА голода — 1932-33 и 1946 годов. К какому конкретно году что относилось — разобраться так и не получилось. К сожалению, бабушку переспросить уже не могу.
Вторая история — с сестрой бабушки. По ее словам, она вышла замуж за военного (моего дядьку), чтобы не умереть с голоду. Но опять же обнаружился факт, что в ее памти сплелись все те же ДВА голода. Точно так же разобраться точно, что к какому голоду относилось — не получилось, но скорее всего имеется в виду голод 1946 года.
Наконец, я застал в живых ПАРАБАБУШКУ — бабушку моего отца (Кубань). Она тоже много чего рассказывала о голоде, кстати, и о дореволюционном времени и о Гражданской войне. Вот она 1932-33 года помнила гораздо лучше и описывала действительно очень сильный голод со смертями (насколько я помню, от голода умер во младенчестве родной брат моей бабушки по линии отца).
К сожалению, никого пригласить на рассказ сейчас не могу.
комментарий от nazar_rus | 13.10.2010 |
С запозданием — но была профилактика сервера.
Мне в этом плане повезло.
Во первых, застал рассказы бабушки по маминой линии (ее мамы) Украина. По ее рассказам был очень сильный голод с голодными смертями. Но поскольку я тоже немножко умею задавать вопросы, то довольно быстро вытянул, что в ее памяти сплелись ДВА голода — 1932-33 и 1946 годов. К какому конкретно году что относилось — разобраться так и не получилось. К сожалению, бабушку переспросить уже не могу.
Вторая история — с сестрой бабушки. По ее словам, она вышла замуж за военного (моего дядьку), чтобы не умереть с голоду. Но опять же обнаружился факт, что в ее памти сплелись все те же ДВА голода. Точно так же разобраться точно, что к какому голоду относилось — не получилось, но скорее всего имеется в виду голод 1946 года.
Наконец, я застал в живых ПАРАБАБУШКУ — бабушку моего отца (Кубань). Она тоже много чего рассказывала о голоде, кстати, и о дореволюционном времени и о Гражданской войне. Вот она 1932-33 года помнила гораздо лучше и описывала действительно очень сильный голод со смертями (насколько я помню, от голода умер во младенчестве родной брат моей бабушки по линии отца).
К сожалению, никого пригласить на рассказ сейчас не могу.
комментарий от nazar_rus | 13.10.2010 |
да
комментарий от sis_2007 | 13.10.2010 |
да
комментарий от sis_2007 | 13.10.2010 |
«Так что в миф о непущании гумпомощи я не верю. А также в то, что из сел никого не впускали» — так это же не повсеместно было. Даже Вы сами пишете, что в разных селах по-разному было. Ну вот были и такие села.
комментарий от sis_2007 | 13.10.2010 |
«Так что в миф о непущании гумпомощи я не верю. А также в то, что из сел никого не впускали» — так это же не повсеместно было. Даже Вы сами пишете, что в разных селах по-разному было. Ну вот были и такие села.
комментарий от sis_2007 | 13.10.2010 |
То есть голод они переживали уже в Сибири, верно?
комментарий от cran_berry | 13.10.2010 |
То есть голод они переживали уже в Сибири, верно?
комментарий от cran_berry | 13.10.2010 |
и там и там
комментарий от sis_2007 | 13.10.2010 |
и там и там
комментарий от sis_2007 | 13.10.2010 |
Их в 1932 году выселили? По какой статье/указу?
комментарий от cran_berry | 13.10.2010 |
Их в 1932 году выселили? По какой статье/указу?
комментарий от cran_berry | 13.10.2010 |
Не спугните;-
«Э-э-э-э-э-э, Западная Украина в 1932-33 годах не в ходила в состав УССР ;-)»
Не спугните;- — свидетельские показания голдомора в Польше даются.
комментарий от kamen_jahr | 14.10.2010 |
Не спугните;-
«Э-э-э-э-э-э, Западная Украина в 1932-33 годах не в ходила в состав УССР ;-)»
Не спугните;- — свидетельские показания голдомора в Польше даются.
комментарий от kamen_jahr | 14.10.2010 |
про бабушкины рассказы и свидетельства пост-фактум
Выкачайте книги памаяти и марти..марти..вообщем там, где кол-ва умерших и почему. Обнаружите, что все почти померли от голода и почти все украинцы там, где данные составлялись по опросам выживших.
комментарий от kamen_jahr | 14.10.2010 |
про бабушкины рассказы и свидетельства пост-фактум
Выкачайте книги памаяти и марти..марти..вообщем там, где кол-ва умерших и почему. Обнаружите, что все почти померли от голода и почти все украинцы там, где данные составлялись по опросам выживших.
комментарий от kamen_jahr | 14.10.2010 |
Дума так постановила, куда более официальней.
«Где это считается официально??? В России далеко не такая формулировка у ученых, ДАЖЕ у нелюбимого здесь в блоге Кондрашина.»
Дума так постановила, куда более официальней.
комментарий от kamen_jahr | 14.10.2010 |
Дума так постановила, куда более официальней.
«Где это считается официально??? В России далеко не такая формулировка у ученых, ДАЖЕ у нелюбимого здесь в блоге Кондрашина.»
Дума так постановила, куда более официальней.
комментарий от kamen_jahr | 14.10.2010 |
Свидетели -также аргумент
Свидетели -также аргумент — рассказываемое Вашей бабушкой не противоречит документам, идеологии гитлеровцев на определенном этапе и ходе военных действий.
комментарий от kamen_jahr | 14.10.2010 |
Свидетели -также аргумент
Свидетели -также аргумент — рассказываемое Вашей бабушкой не противоречит документам, идеологии гитлеровцев на определенном этапе и ходе военных действий.
комментарий от kamen_jahr | 14.10.2010 |
Спасибо за подсказку — такая информация прошла мимо меня, увы 😦
Поищу и прочитаю.
комментарий от rusofil84 | 14.10.2010 |
Спасибо за подсказку — такая информация прошла мимо меня, увы 😦
Поищу и прочитаю.
комментарий от rusofil84 | 14.10.2010 |
Госдума:
http://www.regnum.ru/news/980696.html
….
Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации разделяет с народами бывшего СССР скорбь в связи с 75-летием страшной трагедии — голода 30-х годов, охватившего значительную часть территории Советского Союза.
Исследованные современными историками архивные документы раскрывают не только масштабы трагедии, но и ее причины. Чрезвычайными методами решались следующие задачи: уничтожить мелких собственников, провести насильственную коллективизацию сельского хозяйства и вытолкнуть из села крестьян для того, чтобы получить армию рабочих для ускоренной индустриализации страны.
….
Стремясь любой ценой решить вопросы снабжения продовольствием резко растущих промышленных центров, руководство СССР и союзных республик применило репрессивные меры для обеспечения хлебозаготовок, что значительно усугубило тяжелые последствия неурожая 1932 года. Однако нет никаких исторических свидетельств того, что голод организовывался по этническому признаку. Его жертвами стали миллионы граждан СССР, представители различных народов и национальностей, проживающих преимущественно в сельскохозяйственных районах страны. Эта трагедия не имеет и не может иметь международно установленных признаков геноцида и не должна быть предметом современных политических спекуляций.
…
комментарий от kamen_jahr | 14.10.2010 |
Госдума:
http://www.regnum.ru/news/980696.html
….
Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации разделяет с народами бывшего СССР скорбь в связи с 75-летием страшной трагедии — голода 30-х годов, охватившего значительную часть территории Советского Союза.
Исследованные современными историками архивные документы раскрывают не только масштабы трагедии, но и ее причины. Чрезвычайными методами решались следующие задачи: уничтожить мелких собственников, провести насильственную коллективизацию сельского хозяйства и вытолкнуть из села крестьян для того, чтобы получить армию рабочих для ускоренной индустриализации страны.
….
Стремясь любой ценой решить вопросы снабжения продовольствием резко растущих промышленных центров, руководство СССР и союзных республик применило репрессивные меры для обеспечения хлебозаготовок, что значительно усугубило тяжелые последствия неурожая 1932 года. Однако нет никаких исторических свидетельств того, что голод организовывался по этническому признаку. Его жертвами стали миллионы граждан СССР, представители различных народов и национальностей, проживающих преимущественно в сельскохозяйственных районах страны. Эта трагедия не имеет и не может иметь международно установленных признаков геноцида и не должна быть предметом современных политических спекуляций.
…
комментарий от kamen_jahr | 14.10.2010 |
Речь идет о мифе, согласно которого СССР отказывался от гуманитарной помощи, а не конкретные села. Если в ныне Богом забытой Лещиновке тогда было сорго, значит не отказывался
комментарий от froggreen | 14.10.2010 |
Речь идет о мифе, согласно которого СССР отказывался от гуманитарной помощи, а не конкретные села. Если в ныне Богом забытой Лещиновке тогда было сорго, значит не отказывался
комментарий от froggreen | 14.10.2010 |
Re: Госдума:
«rusofil84
2010-10-13 07:10 «ihistorian 2010-10-13 06:07
Было бы ценное свидетельство, т.к. ОФИЦИАЛЬНО считается, что голод был только в СССР из-за политики Сталина…» (с)
===========================
Где это считается официально??? В России далеко не такая формулировка у ученых, ДАЖЕ у нелюбимого здесь в блоге Кондрашина.
Всякие свИнидзе не в счет.
На Западе — пох, нехай мелкобриты сначала за НАСТОЯЩИЙ голодомор в Бенгалии отчитаются и покаются… 🙂
Дума так постановила, куда более официальней.
kamen_jahr 2010-10-14 07:48
«Где это считается официально??? В России далеко не такая формулировка у ученых, ДАЖЕ у нелюбимого здесь в блоге Кондрашина.»
Дума так постановила, куда более официальней.» (с)
=============================================
Уже нашел, но все равно спасибо! )))
С другой стороны, еще более укрепился в своей правоте: Сталин даже не упоминается, обвиняются конкретно «режим» и «руководство СССР и союзных республик». Одновременно упоминается «неурожай 1932г».
комментарий от rusofil84 | 14.10.2010 |
Re: Госдума:
«rusofil84
2010-10-13 07:10 «ihistorian 2010-10-13 06:07
Было бы ценное свидетельство, т.к. ОФИЦИАЛЬНО считается, что голод был только в СССР из-за политики Сталина…» (с)
===========================
Где это считается официально??? В России далеко не такая формулировка у ученых, ДАЖЕ у нелюбимого здесь в блоге Кондрашина.
Всякие свИнидзе не в счет.
На Западе — пох, нехай мелкобриты сначала за НАСТОЯЩИЙ голодомор в Бенгалии отчитаются и покаются… 🙂
Дума так постановила, куда более официальней.
kamen_jahr 2010-10-14 07:48
«Где это считается официально??? В России далеко не такая формулировка у ученых, ДАЖЕ у нелюбимого здесь в блоге Кондрашина.»
Дума так постановила, куда более официальней.» (с)
=============================================
Уже нашел, но все равно спасибо! )))
С другой стороны, еще более укрепился в своей правоте: Сталин даже не упоминается, обвиняются конкретно «режим» и «руководство СССР и союзных республик». Одновременно упоминается «неурожай 1932г».
комментарий от rusofil84 | 14.10.2010 |
В принципе надобно опровергать и миф о революции 1917 года в России — живых свидетелей нет, все остальное клевета. 🙂
Но я о другом. 2 года назад в Сигулде (маленкий городок курорт в Латвии) местный музей — http://www.turaida-muzejs.lv/ — организовал выставку «Общепит в Сигулде в советское время» (60-80 годы). Ну там меню, фото, цены, зарплаты, т.е. все, что смогли собрать в местном архиве и в музее. Бумаю, что при высоком уровне унификации материал соответствует ситуации во всей ЛССР.
контактмайл в музее: krajums.tmr@apollo.lv
кураторы выставки: Иева Витола (Ieva Vītola) и Лига Крейшмане (Līga Kreišmane)
столовая в Сигелде (ЛССР). 70-ие годы 20 века.
комментарий от buksartis | 14.10.2010 |
В принципе надобно опровергать и миф о революции 1917 года в России — живых свидетелей нет, все остальное клевета. 🙂
Но я о другом. 2 года назад в Сигулде (маленкий городок курорт в Латвии) местный музей — http://www.turaida-muzejs.lv/ — организовал выставку «Общепит в Сигулде в советское время» (60-80 годы). Ну там меню, фото, цены, зарплаты, т.е. все, что смогли собрать в местном архиве и в музее. Бумаю, что при высоком уровне унификации материал соответствует ситуации во всей ЛССР.
контактмайл в музее: krajums.tmr@apollo.lv
кураторы выставки: Иева Витола (Ieva Vītola) и Лига Крейшмане (Līga Kreišmane)
столовая в Сигелде (ЛССР). 70-ие годы 20 века.
комментарий от buksartis | 14.10.2010 |
Re: Госдума:
ИМХО разумные формулировки
комментарий от sis_2007 | 14.10.2010 |
Re: Госдума:
ИМХО разумные формулировки
комментарий от sis_2007 | 14.10.2010 |
Очень интересно, но как посмотреть остальное?
комментарий от ihistorianword | 14.10.2010 |
Очень интересно, но как посмотреть остальное?
комментарий от ihistorianword | 14.10.2010 |
http://ihistorian.livejournal.com/163786.html?thread=4777930#t4777930
«Подробности ее рассказов не помню, т.к. их невыносимо было слушать и я всячески старалась пропускать их мимо ушей и вообще мимо себя.» — и м.б. она статей/указов и не называла, и тем более, я бы и пытаться запоминать номера статей не стала. Знаю, что их станица была одной из тех, кто попал на «черные доски», оттуда были 2 высылки — в Сибирь и в Ставропольский край, а потом были события в духе того, что называют «мифическим «голодомором».
комментарий от sis_2007 | 15.10.2010 |
http://ihistorian.livejournal.com/163786.html?thread=4777930#t4777930
«Подробности ее рассказов не помню, т.к. их невыносимо было слушать и я всячески старалась пропускать их мимо ушей и вообще мимо себя.» — и м.б. она статей/указов и не называла, и тем более, я бы и пытаться запоминать номера статей не стала. Знаю, что их станица была одной из тех, кто попал на «черные доски», оттуда были 2 высылки — в Сибирь и в Ставропольский край, а потом были события в духе того, что называют «мифическим «голодомором».
комментарий от sis_2007 | 15.10.2010 |
Высказать мои соображения об этой Шкуринской?
комментарий от ihistorianword | 15.10.2010 |
Высказать мои соображения об этой Шкуринской?
комментарий от ihistorianword | 15.10.2010 |
Напишите им (координаты я дал). Чем черт не шутит — могут не ответить, но могут и прислать сканы (в выставке било около 1700 единиц с расшифровкой на английском и русском языках).
Вашы местные идеологические распрьи «анти» и «за» меня не интересуют (придерживаюсь к позиции: наука не оценивает и не доказывает, а только изучает со стороны, а все «за» и «против» — это удел идеологии), но если что то найду на хозяйственную тему, дам знать. К сожалению материалов в публичном доступе мало, да и те селективно отобраны, чтобы доказать правоту одного или другого идеологического моровоззрения. 😦 Заинтересовали меня, буду искать.
комментарий от buksartis | 16.10.2010 |
Напишите им (координаты я дал). Чем черт не шутит — могут не ответить, но могут и прислать сканы (в выставке било около 1700 единиц с расшифровкой на английском и русском языках).
Вашы местные идеологические распрьи «анти» и «за» меня не интересуют (придерживаюсь к позиции: наука не оценивает и не доказывает, а только изучает со стороны, а все «за» и «против» — это удел идеологии), но если что то найду на хозяйственную тему, дам знать. К сожалению материалов в публичном доступе мало, да и те селективно отобраны, чтобы доказать правоту одного или другого идеологического моровоззрения. 😦 Заинтересовали меня, буду искать.
комментарий от buksartis | 16.10.2010 |
Спасибо))
комментарий от ihistorianword | 16.10.2010 |
Спасибо))
комментарий от ihistorianword | 16.10.2010 |
Бабушка приехала
Из дома я уехал очень давно, за десятилетия до того, как по указке Ющенко в моем поселке поставили камень на месте будущего памятника жертвам голодомора. Но памятнику появиться не суждено. По всем документам выходит, что в годы голодомора в поселке — тогда большом селе и селах-спутниках, они же немецкие и греческие колонии народу умерло меньше, чем в благословенные годы демократической власти! в числе умерших тех лет старик в возрасте за 70, новорожденное дитя… А за те дни, что я бываю в гостях, как правило, успевают похоронить три-четыре человека в труоспособном возрасте…
комментарий от admiralmv | 16.10.2010 |
Бабушка приехала
Из дома я уехал очень давно, за десятилетия до того, как по указке Ющенко в моем поселке поставили камень на месте будущего памятника жертвам голодомора. Но памятнику появиться не суждено. По всем документам выходит, что в годы голодомора в поселке — тогда большом селе и селах-спутниках, они же немецкие и греческие колонии народу умерло меньше, чем в благословенные годы демократической власти! в числе умерших тех лет старик в возрасте за 70, новорожденное дитя… А за те дни, что я бываю в гостях, как правило, успевают похоронить три-четыре человека в труоспособном возрасте…
комментарий от admiralmv | 16.10.2010 |
рассказывайте.
только у нас с Вами выявился разные объект интереса — у Вас «бабушки» (которые в кавычках), а у меня реальная бабушка, у Вас «эта Шкуринская», а у меня родина моих предков.
Так что общение может получиться в духе — Вы мне про Фому, а я Вам про Ерему
комментарий от sis_2007 | 16.10.2010 |
рассказывайте.
только у нас с Вами выявился разные объект интереса — у Вас «бабушки» (которые в кавычках), а у меня реальная бабушка, у Вас «эта Шкуринская», а у меня родина моих предков.
Так что общение может получиться в духе — Вы мне про Фому, а я Вам про Ерему
комментарий от sis_2007 | 16.10.2010 |
Вот женщины)) Так они соглашаются! А как отказывают?)))
комментарий от ihistorianword | 16.10.2010 |
Вот женщины)) Так они соглашаются! А как отказывают?)))
комментарий от ihistorianword | 16.10.2010 |
Мой дед умер 3 года назад.
Зимой 32-33-го у него от голода умерла вся семья(родители и братья-сёстры. Количество братьев и сестёр я не знаю, он просто упоминал о них несколько раз, а мне в голову не приходило уточнять). Его, ребёнка, подобрали какие-то сотрудники гос. органов и отправили в дет. дом. в Ижевск. Набралось их там изрядно, т.к. детский дом был сильно переполнени и этих детей стали отдавать в семьи местных колхозников. По разнарядке: вызывается председатель и ему говорят — ты должен взять пятеро детей, иди, выбирай кого хочешь. Потом он(председатель) их как-то по хатам расспределял.
Вот такая история.
Бабушка(умерла за полтора до смерти деда) рассказывала меньше, в памяти у меня отложилось, что в голод они, дети, собирали домой траву и коноплю: из них делали «еду». Белгородская область, какое-то село на границе с Украиной.
Сомневаться в достоверности их рассказов у меня оснований нет, это всё говорилось в семейном кругу а мой дед, большевик «старой закалки» всегда видел Украинскую власть в белых тапках.
Вообще для человека, позиционирующего себя как историка у вас очень странный подход: свидетели все померли, значит и не было ничего, всё мифы. Не менее странно при оценке массовых явлений опираться на единичные свидетельские показания. Ясное дело, что можно надёргать любые: что был голодомор и что было изобилие. Выше был прекрасный коментарий по поводу окупации. Моя бабушка тоже о немцах ничего плохого не рассказывала. Да, были, да, набирали любей на работы в Германию. Поначалу от желающих отбоя не было, это воспринималось как «поедешь на заработки, повидаешь мир, заработаешь кучу денег, вернёшься: корову купим, будешь видной невестой». Давайте на этом основании будем отрицать все нацистские преступления и обьявим всё происками секты «Хатынитов».
>>Мифы, подобные «голодомору» становятся эффективными лишь тогда, когда уходит из жизни поколение очевидцев.
ЕМНИП об этом стали говорить в конце 80-х, когда масса очевидцев была еще жива.
комментарий от Anonymous | 29.10.2010 |
Вам остался непонятен смысл сабжа. На мое исследование очень часто наскакивают с единственным аргументом — а моя бабушка сказывала… Я и предложил: да давайте уже вашу бабушку, — я ее на глазах у всех читателей поспрошаю, меня этому учили.
Как видите, все внуки и внучки язык в жопу засунули.
комментарий от ihistorianword | 29.10.2010 |
«Как видите, все внуки и внучки язык в жопу засунули.» — ух ты. Не подскажете, где я сделала это действие, вежливый Вы наш?
комментарий от sis_2007 | 03.11.2010 |
О… опять Вы. Почему Вы это на свой счет приняли? — разве у вас есть такая бабушка?
комментарий от ihistorianword | 03.11.2010 |
у меня была такая бабушка, пережившая голодомор, и иногда говорившая об этом. И я комментировала здесь как ее внучка.
сейчас поняла, что не ко мне это было.
комментарий от sis_2007 | 03.11.2010 |
Понимаете, из свидетеля я могу вытянуть очень много информации, которую он сам и не вспомнит без меня. Но вы мне особо не поможете: у вас ограниченные и отрывочные сведения.
Был такой случай.
Прихожу на интервью к бабуле 1925 г. рождения. Говорит: был в 1933 г. голод и у меня умер старший брат. Начинаю разбираться. Выяснили, что это был самый МЛАДШИЙ брат, умер он после в 1934-1935 гг. и не совсем от голода. А когда уточнил про наличие коровы, ответ был изумительный: «Корова была продана, была б корова — какой мог быть голод?»…
комментарий от ihistorianword | 03.11.2010 |
в музее голодомора лежит многотомник с рассказами очевидцев от первого лица.
сняты десятки документальных фильмов. опять же-рассказы очевидцев от первого лица.
интерсно? приезжайте в Киев-поделюсь архивом. в электронку не залито.
как по мне-то очень цинично звучит стёб на тему «людын»
моя бабушка МОГЛА БЫ быть вашим свидетелем..только вот умерла два года назад
комментарий от yanichar | 09.11.2010 |
Вот когда Вас пригласят на допрос к следователю в качестве свидетеля, попробуйте предложить ему письменный рассказ без живого разговора)) Разница понятна? Историки, как и следователи умеют спрашивать.
Пример: пришел брать интервью к бабушке примерно 1925 г. рождения. До интервью мне было сказано: в голод 1933 г. у нее от голода умер старший брат. В начале интервью бабушка инфу подтвердила. В ходе распроса выяснилось: умер МЛАДШИЙ брат (т.е. она даже братьев уже путает!), умер не совсем от голода ( хотя и было голодно, но пища была), было это скорее всего позднее 1933 г. А когда я уточнил: была ли корова? — получил ответ, очевидный для меня-историка и самой бабке, но непонятный сегодня празднующим «голодомор»: «Ха, была бы корова — разве бы голодали? Продали корову в предыдущий год».
комментарий от ihistorianword | 09.11.2010 |
Как вспоминал голод в ЦЧО России и на Урале мой дед
http://lunin812.livejournal.com/122328.html?view=591576#t591576
комментарий от lunin812 | 19.11.2010 |
Re: Как вспоминал голод в ЦЧО России и на Урале мой дед
Держитесь http://ihistorian.livejournal.com/182322.html
комментарий от ihistorianword | 19.11.2010 |
Вот тут моя бабушка кое-что рассказывает. На видео. Снято вчера. Правда, в 33-м ей было всего 6. Но память на события и детали раннего детства у нее очень цепкая и точная, как и у многих людей в возрасте.
http://yavas.livejournal.com/1003514.html
комментарий от yavas | 27.11.2010 |
Вот тут моя бабушка кое-что рассказывает. На видео. Снято вчера. Правда, в 33-м ей было всего 6. Но память на события и детали раннего детства у нее очень цепкая и точная, как и у многих людей в возрасте.
http://yavas.livejournal.com/1003514.html
комментарий от yavas | 27.11.2010 |
Все-таки воспоминания 6-летнего ребенка очень неточны: «В семье было 9 детей, … мать-героиня, всеми силами умножающая прореженное гражданской войной население, гордилась полученной медалью. Еще и пенсию давали — 130 рублей. А потом пришла коллективизация», — это явная ошибка.
Соответствующие медаль и ордена учреждены 8 июля 1944 г.
За 9 детей (причем выживших!) давали орден «Материнская слава» I степени.
Я как-то брал интервью у бабушки постарше, так она вообще все напутала: сначала говорила, что умер в 1933 г. от голода ее старший брат, а оказалось — младший, не от голода и не в 1933 г.
комментарий от ihistorianword | 27.11.2010 |
Все-таки воспоминания 6-летнего ребенка очень неточны: «В семье было 9 детей, … мать-героиня, всеми силами умножающая прореженное гражданской войной население, гордилась полученной медалью. Еще и пенсию давали — 130 рублей. А потом пришла коллективизация», — это явная ошибка.
Соответствующие медаль и ордена учреждены 8 июля 1944 г.
За 9 детей (причем выживших!) давали орден «Материнская слава» I степени.
Я как-то брал интервью у бабушки постарше, так она вообще все напутала: сначала говорила, что умер в 1933 г. от голода ее старший брат, а оказалось — младший, не от голода и не в 1933 г.
комментарий от ihistorianword | 27.11.2010 |
Но память на события и детали раннего детства у нее очень цепкая и точная///
Если Вы там не были и ничего не знаете о том времени, то как Вы можете определить, что точная? Одну ошибку лет на 15 я Вам назвал сразу, с пенсией — из той же оперы.
комментарий от ihistorianword | 27.11.2010 |
Но память на события и детали раннего детства у нее очень цепкая и точная///
Если Вы там не были и ничего не знаете о том времени, то как Вы можете определить, что точная? Одну ошибку лет на 15 я Вам назвал сразу, с пенсией — из той же оперы.
комментарий от ihistorianword | 27.11.2010 |
Бабушка Ваша молодцом и дай Бог ей здоровья.
Ничего компрометирующего власть в ее воспоминаниях нет: голод есть голод и для того времени привычный ( но не в таких масштабах, конечно)
Но в ее коротких воспоминаниях есть несколько важных деталей:
1) Крестьяне, вступившие в коммуну (колхоз?) имели преимущество: колхоз имел возможность их подкармливать. Это мой тезис подтверждает: без коллективизации жертв скорее всего было бы больше.
2)Крестьяне, имевшие корову, так остро не голодали — даже соседей угостили. Это подтверждает мой тезис, что миллионные жерты голода на Украине высосаны из пальца.
комментарий от ihistorianword | 27.11.2010 |
Бабушка Ваша молодцом и дай Бог ей здоровья.
Ничего компрометирующего власть в ее воспоминаниях нет: голод есть голод и для того времени привычный ( но не в таких масштабах, конечно)
Но в ее коротких воспоминаниях есть несколько важных деталей:
1) Крестьяне, вступившие в коммуну (колхоз?) имели преимущество: колхоз имел возможность их подкармливать. Это мой тезис подтверждает: без коллективизации жертв скорее всего было бы больше.
2)Крестьяне, имевшие корову, так остро не голодали — даже соседей угостили. Это подтверждает мой тезис, что миллионные жерты голода на Украине высосаны из пальца.
комментарий от ihistorianword | 27.11.2010 |
Вот по жизни в военной деревне и послевоенной Ваша бабушка была бы более интересным свидетелем, — если она у Вас под рукой, то я бы с радостью задал ей вопросы.
комментарий от ihistorianword | 27.11.2010 |
Вот по жизни в военной деревне и послевоенной Ваша бабушка была бы более интересным свидетелем, — если она у Вас под рукой, то я бы с радостью задал ей вопросы.
комментарий от ihistorianword | 27.11.2010 |
Меня там не было, но бабуля, рассказывая о прошлом, называет такие детали, которые, мне кажется, не выдумаешь. Она человек, начисто лишенный воображения. Во всяком случае, отец говорит, что ее рассказы о Днепровском десанте (тот, «самый крупный в мире», неудачный, 43-го года, который то ли не там высадили, то ли ветром отнесло, и солдат прямо в воздухе перестреляли, причем отчасти свои же, русские) — так вот, мой отец говорит, что читал книгу немецкого какого-то военначальника, который там довольно сухо и четко эту ситуацию описал, и с бабкиными рассказами его воспоминания совпадают (во всяком случае, не противоречат). А так-то я не историк, спорить с вами на соответствующем уровне не могу.
Насчет пенсии и медали — я из разговора с ней сделал вывод, что это было до голода. Но я ведь могу и ошибаться. У меня сложилось впечатление, что ее мать специально нарожала детей побольше, чтобы получить пенсию и медаль — якобы после войны правительство учредило такой бонус для тех, кто помогает решать демографический вопрос. Давайте прикинем: самой младшей из ее сестер — 67 лет. То есть, родилась она уже после войны. Вероятно, и медаль дали после войны. В таком случае, оборот «потом пришла коллективизация» неверен. Я его сейчас исправлю.
Что касается военных и послевоенных всяких воспоминаний. Вы знаете, тяжело в последнее время бабку разговорить. Она человек специфический, побитый жизнью. Опять же, возраст и болячки дают себя знать. Она плохо слышит, плохо себя чувствует после инсульта, устает от разговоров очень быстро, болеет, белье «на похороны» уже в ящике комода себе приготовила… Я и на видео-то ее решил снять, потому что побоялся, что другой возможности может уже не предоставиться. То, что вчера она так неожиданно разговорилась, это просто удача. Но чем черт не шутит… Я живу от родичей недалеко, периодически захожу на чай. Если у вас есть какие-то вопросы, я могу попробовать ей их задать. Мало ли, вдруг застану ее в подходящем настроении.
комментарий от yavas | 27.11.2010 |
Меня там не было, но бабуля, рассказывая о прошлом, называет такие детали, которые, мне кажется, не выдумаешь. Она человек, начисто лишенный воображения. Во всяком случае, отец говорит, что ее рассказы о Днепровском десанте (тот, «самый крупный в мире», неудачный, 43-го года, который то ли не там высадили, то ли ветром отнесло, и солдат прямо в воздухе перестреляли, причем отчасти свои же, русские) — так вот, мой отец говорит, что читал книгу немецкого какого-то военначальника, который там довольно сухо и четко эту ситуацию описал, и с бабкиными рассказами его воспоминания совпадают (во всяком случае, не противоречат). А так-то я не историк, спорить с вами на соответствующем уровне не могу.
Насчет пенсии и медали — я из разговора с ней сделал вывод, что это было до голода. Но я ведь могу и ошибаться. У меня сложилось впечатление, что ее мать специально нарожала детей побольше, чтобы получить пенсию и медаль — якобы после войны правительство учредило такой бонус для тех, кто помогает решать демографический вопрос. Давайте прикинем: самой младшей из ее сестер — 67 лет. То есть, родилась она уже после войны. Вероятно, и медаль дали после войны. В таком случае, оборот «потом пришла коллективизация» неверен. Я его сейчас исправлю.
Что касается военных и послевоенных всяких воспоминаний. Вы знаете, тяжело в последнее время бабку разговорить. Она человек специфический, побитый жизнью. Опять же, возраст и болячки дают себя знать. Она плохо слышит, плохо себя чувствует после инсульта, устает от разговоров очень быстро, болеет, белье «на похороны» уже в ящике комода себе приготовила… Я и на видео-то ее решил снять, потому что побоялся, что другой возможности может уже не предоставиться. То, что вчера она так неожиданно разговорилась, это просто удача. Но чем черт не шутит… Я живу от родичей недалеко, периодически захожу на чай. Если у вас есть какие-то вопросы, я могу попробовать ей их задать. Мало ли, вдруг застану ее в подходящем настроении.
комментарий от yavas | 27.11.2010 |
Ну какой свидетель из бабушки про десант?))
///Вы знаете, тяжело в последнее время бабку разговорить. Она человек специфический, побитый жизнью.///
Это только потому, что Вы не знаете, что спрашивать, а она не знает, что именно вспоминать. И выголядит и говрит она очень хорошо.
Дело в том, что обыденные вещи и события, типичные человек сам не вспоминает, а именно это и интересно историкам. Если хотите, я составлю перечень вопросов. Так же снимите на видео — для себя и своих детей, будет уникальные воспоминания, — то, что обычно не вспоминают.
комментарий от ihistorianword | 28.11.2010 |
Ну какой свидетель из бабушки про десант?))
///Вы знаете, тяжело в последнее время бабку разговорить. Она человек специфический, побитый жизнью.///
Это только потому, что Вы не знаете, что спрашивать, а она не знает, что именно вспоминать. И выголядит и говрит она очень хорошо.
Дело в том, что обыденные вещи и события, типичные человек сам не вспоминает, а именно это и интересно историкам. Если хотите, я составлю перечень вопросов. Так же снимите на видео — для себя и своих детей, будет уникальные воспоминания, — то, что обычно не вспоминают.
комментарий от ihistorianword | 28.11.2010 |
///Ну какой свидетель из бабушки про десант?))
Как сказать. Нескольких выживших десантников бабкина родственница прятала в лесу в яме, подкармливала как могла (пойманных-то расстреляли напротив бабкиной хаты), а за одного из них потом замуж вышла.
комментарий от yavas | 28.11.2010 |
///Ну какой свидетель из бабушки про десант?))
Как сказать. Нескольких выживших десантников бабкина родственница прятала в лесу в яме, подкармливала как могла (пойманных-то расстреляли напротив бабкиной хаты), а за одного из них потом замуж вышла.
комментарий от yavas | 28.11.2010 |
Составьте перечень. Попробую опросить.
комментарий от yavas | 28.11.2010 |
Составьте перечень. Попробую опросить.
комментарий от yavas | 28.11.2010 |