Лаборатория историка

Исследование повседневной жизни советских людей в эпоху Сталина

Закрытие театра В.Мейерхольда, 1938 г.


Приказ Комитета по делам искусств при СНК СССР.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Реклама

04.12.2010 - Posted by | Uncategorized | ,

24 комментария »

  1. из мемуаров Игоря Ильинского
    http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/103717/Il%27inskiii_-_Sam_o_sebe.html

    Когда я задумывался над тем, почему я ушел в 1935 году из Театра Мейерхольда, и ушел, как показали дальнейшие события, уже навсегда, то первое время мне казалось, что причиной тому послужили личные мотивы. И, действительно, меня беспокоила неясность моих актерских перспектив, я ставил различные условия, хотел большей свободы для работы в кино и пр. В дальнейшем я понял, что кризис, к которому пришел Театр Мейерхольда, был главной причиной моего ухода. Через три года он неизбежно привел к закрытию театра. Если бы в эти последние годы существования своего театра Мейерхольд создал один-два ярких спектакля, то его противники и недоброжелатели не смогли бы использовать этот кризис для полной ликвидации театра. Ликвидация театра и дальнейшие трагические события в судьбе Мейерхольда помешали нам узнать, как бы вышел Мейерхольд из этого трудного положения. Поэтому приходится отделять трагические события в его судьбе от кризиса в его театре.
    Одной из причин наступившего кризиса, мне кажется, был культ личности самого Мейерхольда, который он утверждал и утверждали его соратники с первых дней «театрального Октября».
    Мейерхольд считал себя «вождем театрального Октября». Таковым его считали и многие работники театрального искусства. Вместо того чтобы сплотиться с коллективом, а театральное искусство, в особенности же советское театральное искусство, поистине коллективное искусство, Мейерхольд «законсервировал» себя как безусловного «вождя», несмотря на многие свои ошибки и спорные утверждения.
    Он держался вдали от своего коллектива, да и вообще от театральных работников. Он не видел или не хотел видеть в это время новых поисков и достижений советского театра на его главном направлении. Среди актеров и ассистентов-режиссеров, его учеников, было много талантливых людей. Он вполне мог довериться им и опереться на многих из них, но он продолжал быть диктатором, стоящим выше всех.

    комментарий от proseka199 | 04.12.2010 | Ответить

  2. из мемуаров Игоря Ильинского
    http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/103717/Il%27inskiii_-_Sam_o_sebe.html

    Когда я задумывался над тем, почему я ушел в 1935 году из Театра Мейерхольда, и ушел, как показали дальнейшие события, уже навсегда, то первое время мне казалось, что причиной тому послужили личные мотивы. И, действительно, меня беспокоила неясность моих актерских перспектив, я ставил различные условия, хотел большей свободы для работы в кино и пр. В дальнейшем я понял, что кризис, к которому пришел Театр Мейерхольда, был главной причиной моего ухода. Через три года он неизбежно привел к закрытию театра. Если бы в эти последние годы существования своего театра Мейерхольд создал один-два ярких спектакля, то его противники и недоброжелатели не смогли бы использовать этот кризис для полной ликвидации театра. Ликвидация театра и дальнейшие трагические события в судьбе Мейерхольда помешали нам узнать, как бы вышел Мейерхольд из этого трудного положения. Поэтому приходится отделять трагические события в его судьбе от кризиса в его театре.
    Одной из причин наступившего кризиса, мне кажется, был культ личности самого Мейерхольда, который он утверждал и утверждали его соратники с первых дней «театрального Октября».
    Мейерхольд считал себя «вождем театрального Октября». Таковым его считали и многие работники театрального искусства. Вместо того чтобы сплотиться с коллективом, а театральное искусство, в особенности же советское театральное искусство, поистине коллективное искусство, Мейерхольд «законсервировал» себя как безусловного «вождя», несмотря на многие свои ошибки и спорные утверждения.
    Он держался вдали от своего коллектива, да и вообще от театральных работников. Он не видел или не хотел видеть в это время новых поисков и достижений советского театра на его главном направлении. Среди актеров и ассистентов-режиссеров, его учеников, было много талантливых людей. Он вполне мог довериться им и опереться на многих из них, но он продолжал быть диктатором, стоящим выше всех.

    комментарий от proseka199 | 04.12.2010 | Ответить

  3. Обстоятельно аргументировано.

    комментарий от notterrier | 04.12.2010 | Ответить

  4. Обстоятельно аргументировано.

    комментарий от notterrier | 04.12.2010 | Ответить

  5. Мейерхольд регулярно выезжал за границу, где гастролировал с театром либо лечился.
    http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=475&op=bio

    комментарий от hullam_del_ray | 04.12.2010 | Ответить

  6. Мейерхольд регулярно выезжал за границу, где гастролировал с театром либо лечился.
    http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=475&op=bio

    комментарий от hullam_del_ray | 04.12.2010 | Ответить

  7. выпилили уютненький театрик. Актёры подались в полотёры? =)

    комментарий от werkzeug1 | 04.12.2010 | Ответить

  8. выпилили уютненький театрик. Актёры подались в полотёры? =)

    комментарий от werkzeug1 | 04.12.2010 | Ответить

  9. судя по всему этот юде-театрик занимался оплёвыванием русских в стиле современной бохемных творцов: «Тсарь», «Кгхрай», «УГ-2», «Щволочи» и т.д. А значит театрик просто не вписался в националистический поворот в конце 30-х. Какая жалось. )))

    комментарий от werkzeug1 | 04.12.2010 | Ответить

  10. судя по всему этот юде-театрик занимался оплёвыванием русских в стиле современной бохемных творцов: «Тсарь», «Кгхрай», «УГ-2», «Щволочи» и т.д. А значит театрик просто не вписался в националистический поворот в конце 30-х. Какая жалось. )))

    комментарий от werkzeug1 | 04.12.2010 | Ответить

  11. Мейерхольд настраивал против себя актеров еще и тем, что у него была истеричная жёнушка актрисулька (Зинаида Райх). ее не любили за бездарность и понты.

    комментарий от archi_poohh | 05.12.2010 | Ответить

  12. Мейерхольд настраивал против себя актеров еще и тем, что у него была истеричная жёнушка актрисулька (Зинаида Райх). ее не любили за бездарность и понты.

    комментарий от archi_poohh | 05.12.2010 | Ответить

  13. Осторожно, пока вы спите, из под кровати на вас могут напасть жиды. Вы ведь истинный русак, они на таких и нападают! Инфа 100%. Проверено электроникой.

    комментарий от grano_ivan | 05.12.2010 | Ответить

  14. Осторожно, пока вы спите, из под кровати на вас могут напасть жиды. Вы ведь истинный русак, они на таких и нападают! Инфа 100%. Проверено электроникой.

    комментарий от grano_ivan | 05.12.2010 | Ответить

  15. петросян отаке =)

    комментарий от werkzeug1 | 05.12.2010 | Ответить

  16. петросян отаке =)

    комментарий от werkzeug1 | 05.12.2010 | Ответить

  17. какая фамилия нескромная у актрисульки =)

    комментарий от werkzeug1 | 05.12.2010 | Ответить

  18. какая фамилия нескромная у актрисульки =)

    комментарий от werkzeug1 | 05.12.2010 | Ответить

  19. Статья напечатана и размещена в сообществе . Посмотреть можно по этой ссылке.
    PS В сообществе нет тега 1938, просьба добавить и пометить соответствующим образом эту статью.

    комментарий от 6_h_h | 05.12.2010 | Ответить

  20. Статья напечатана и размещена в сообществе . Посмотреть можно по этой ссылке.
    PS В сообществе нет тега 1938, просьба добавить и пометить соответствующим образом эту статью.

    комментарий от 6_h_h | 05.12.2010 | Ответить

  21. «Он держался вдали от своего коллектива, да и вообще от театральных работников. Он не видел или не хотел видеть в это время новых поисков и достижений советского театра на его главном направлении» (с)
    ===========================
    Ну, как не расстрелять ТАКУЮ сволочь?!?

    комментарий от rusofil84 | 07.12.2010 | Ответить

  22. «Он держался вдали от своего коллектива, да и вообще от театральных работников. Он не видел или не хотел видеть в это время новых поисков и достижений советского театра на его главном направлении» (с)
    ===========================
    Ну, как не расстрелять ТАКУЮ сволочь?!?

    комментарий от rusofil84 | 07.12.2010 | Ответить

  23. Дополнительные материалы из прессы по этой теме и общий фон публикаций в этот период можно посмотреть вот здесь:
    Подготовка к закрытию (окончание, кампания началась в конце 1937 года): Советское искусство, 4 января 1938г. на стр. 4.
    Подборка заметок под общим заголовком «О театре им. Мейерхольда».
    «Печальный итог» (В. Яхонтов).
    «Антинародный театр» (коллективное письмо работников Осташковского межрайонного колхозного театра).
    «Театр, чуждый советскому зрителю» (письмо работников Иркутского областного драматического театра).
    «Письмо зрителя В.Э. Мейерхольду» (А.Калошин).
    Собственно, процесс: Советское искусство, 10 января 1938г. на стр. 1.
    Передовая статья «Мейерхольдовщине не место в советском искусстве», приказ и коллективные письма работников театров (им. Вахтангова, Камерного, Государственного Малого, МХАТ, солистов оперы Большого театра) с одобрением принятого решения.
    Что с актерами театра:
    ————-
    Распределение актеров б. театра им. Мейерхольда
    На основании указания председателя Всесоюзного комитета по делам искусств тов. А.И. Назарова, Московское управление по делам искусств распределило актеров бывш. театра им. Мейерхольда по театрам Москвы.
    Актеры Садовский, Самойлов, Багорская зачислены в труппу Малого театра; Абдулов, Поплавский, Злобин, Мухин Генина, Килигин, Ветухин, Матранов будут работать в Театре революции; актеры Зайчиков, Громов, Сибиряков, Башкатов, Козиков, Говоркова, Давыдова, Мологин, Чернова и Шахова — в театре им. МОСПС; актеры Бузанов и Кельберер направлены в труппу Центрального театра для детей; Логинов, Кудлай и Серебренникова — в ТРАМ; Михайлов, Снежницкий, Васильева — в театр им. Ермоловой; Фадеев и Ремизова — в театр Ленсовета; Голованова и Нещипленко — в Театр сатиры; Гоарик — в Камерный театр; Логинова — в 1-й рабочий театр; Суровцев-Павлов — в 3-й театр для детей; Ферин, Хераскова — в Центральный транспортный театр. Актер Голубович будет работать в труппе Заполярного театра; Мартинсон, Эйвин и Маслацов — в организующемся театре эстрады; Свердлин — в театре им. Вахтангова и Боголюбов — в СХАТ СССР им. Горького. Актер Вейланд Родд будет продолжать свою учебу в Гос. институте театрального искусства.
    Все актеры должны быть распределены по труппам названных театров не позднее 29 января. Вопрос об использовании артистов Темерина, Игумновой, Бентис, Твердынской, Апановой, Субботиной, Старковского, З. Райх, Малаховой, Савиной, Пшенина, Зюзина, Суханова, Федотова будет решен в течение ближайших дней.
    Советское искусство, 28 января 1938г. стр. 4.
    ————-
    Где будут работать артисты бывш. театра им. Мейерхольда
    Закончилось распределение по московским театрам тех актеров бывшего театра им. Мейерхольда, которые к концу января еще не получили назначения. Некоторые актеры получили приглашения в другие театры вместо тех, в которые их предлагалось назначить первоначально.
    В Театр Ленсовета приняты Суханова, Пшанин, Хераскова (ранее предполагалось, что она будет работать в Третьем театре для детей), Темерин и Савин. В Московский театр сатиры вступил Бентис, в Первый рабочий театр — Малахова и Твердынская, в театр им. Ермоловой — Федотов и Логинова (вначале предполагалось, что она будет работать в Первом рабочем театре); в Госцентюз принята Опанова. Мартинсон, который по первоначальному проекту должен был вступить в труппу Москвского эстрадного театра, принят в Театр Революции. Эйвин (он тоже намечался в состав труппы Московского эстрадного театра) поступил в Центральный транспортный театр. В Московский драматический театр приняты Маслацов (вместо Московского эстрадного театра) и Зюзин. Старковский принят в труппу Малого театра, Субботина и Глумова — в ТРАМ.
    Советское искусство, 16 февраля 1938г. стр. 4.

    комментарий от snmorozoff | 16.12.2010 | Ответить

  24. Дополнительные материалы из прессы по этой теме и общий фон публикаций в этот период можно посмотреть вот здесь:
    Подготовка к закрытию (окончание, кампания началась в конце 1937 года): Советское искусство, 4 января 1938г. на стр. 4.
    Подборка заметок под общим заголовком «О театре им. Мейерхольда».
    «Печальный итог» (В. Яхонтов).
    «Антинародный театр» (коллективное письмо работников Осташковского межрайонного колхозного театра).
    «Театр, чуждый советскому зрителю» (письмо работников Иркутского областного драматического театра).
    «Письмо зрителя В.Э. Мейерхольду» (А.Калошин).
    Собственно, процесс: Советское искусство, 10 января 1938г. на стр. 1.
    Передовая статья «Мейерхольдовщине не место в советском искусстве», приказ и коллективные письма работников театров (им. Вахтангова, Камерного, Государственного Малого, МХАТ, солистов оперы Большого театра) с одобрением принятого решения.
    Что с актерами театра:
    ————-
    Распределение актеров б. театра им. Мейерхольда
    На основании указания председателя Всесоюзного комитета по делам искусств тов. А.И. Назарова, Московское управление по делам искусств распределило актеров бывш. театра им. Мейерхольда по театрам Москвы.
    Актеры Садовский, Самойлов, Багорская зачислены в труппу Малого театра; Абдулов, Поплавский, Злобин, Мухин Генина, Килигин, Ветухин, Матранов будут работать в Театре революции; актеры Зайчиков, Громов, Сибиряков, Башкатов, Козиков, Говоркова, Давыдова, Мологин, Чернова и Шахова — в театре им. МОСПС; актеры Бузанов и Кельберер направлены в труппу Центрального театра для детей; Логинов, Кудлай и Серебренникова — в ТРАМ; Михайлов, Снежницкий, Васильева — в театр им. Ермоловой; Фадеев и Ремизова — в театр Ленсовета; Голованова и Нещипленко — в Театр сатиры; Гоарик — в Камерный театр; Логинова — в 1-й рабочий театр; Суровцев-Павлов — в 3-й театр для детей; Ферин, Хераскова — в Центральный транспортный театр. Актер Голубович будет работать в труппе Заполярного театра; Мартинсон, Эйвин и Маслацов — в организующемся театре эстрады; Свердлин — в театре им. Вахтангова и Боголюбов — в СХАТ СССР им. Горького. Актер Вейланд Родд будет продолжать свою учебу в Гос. институте театрального искусства.
    Все актеры должны быть распределены по труппам названных театров не позднее 29 января. Вопрос об использовании артистов Темерина, Игумновой, Бентис, Твердынской, Апановой, Субботиной, Старковского, З. Райх, Малаховой, Савиной, Пшенина, Зюзина, Суханова, Федотова будет решен в течение ближайших дней.
    Советское искусство, 28 января 1938г. стр. 4.
    ————-
    Где будут работать артисты бывш. театра им. Мейерхольда
    Закончилось распределение по московским театрам тех актеров бывшего театра им. Мейерхольда, которые к концу января еще не получили назначения. Некоторые актеры получили приглашения в другие театры вместо тех, в которые их предлагалось назначить первоначально.
    В Театр Ленсовета приняты Суханова, Пшанин, Хераскова (ранее предполагалось, что она будет работать в Третьем театре для детей), Темерин и Савин. В Московский театр сатиры вступил Бентис, в Первый рабочий театр — Малахова и Твердынская, в театр им. Ермоловой — Федотов и Логинова (вначале предполагалось, что она будет работать в Первом рабочем театре); в Госцентюз принята Опанова. Мартинсон, который по первоначальному проекту должен был вступить в труппу Москвского эстрадного театра, принят в Театр Революции. Эйвин (он тоже намечался в состав труппы Московского эстрадного театра) поступил в Центральный транспортный театр. В Московский драматический театр приняты Маслацов (вместо Московского эстрадного театра) и Зюзин. Старковский принят в труппу Малого театра, Субботина и Глумова — в ТРАМ.
    Советское искусство, 16 февраля 1938г. стр. 4.

    комментарий от snmorozoff | 16.12.2010 | Ответить


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: