Лаборатория историка

Исследование повседневной жизни советских людей в эпоху Сталина

«Профессор-насильник, садист» Д.Д.Плетнев – II.


Часть первая.

В первой части я опубликовал один из документов следствия по делу Г. Ягоды, в котором утверждается об участвии профессора Д. Д.Плетнева в умертвлении М.Горького и Куйбышева. Выложу дополнительно протокол очной ставки, если кто не знаком.


Протокол очной ставки между Ягодой Генрихом Григорьевичем и Плетневым Дмитрием Дмитриевичем от 5 января 1938 года.

«После подтверждения взаимного знакомства и отсутствия личных счетов были заданы следующие вопросы:

Вопрос Ягоде. Вы давали показания, что Д. Д. Плетнев был привлечен к участию в умертвлении Куйбышева и М. Горького. Подтверждаете вы свои показания?
Ответ Ягоды. Подтверждаю.

Вопрос Плетневу. Вы давали показания, что принимали участие в этом преступлении. Подтверждаете вы свои пока¬зания?
Ответ Плетнева. Да, подтверждаю.

Вопрос Ягоде. Расскажите, при каких обстоятельствах вы при¬влекали Плетнева и в чем конкретно выразилась его роль?
Ответ Ягоды. Когда я договорился с Левиным относительно его участия в умерщвлении Куйбышева и М. Горького, он заявил, что ему одному трудно будет выполнить мое задание, т. к. обычно на консультации, в случае болезни Куйбышева и Горького, обязательно присутствует Плетнев. Левин предложил привлечь и Плетнева и взял на себя миссию переговорить с ним. Я согласился, и через некоторое время Левин сообщил мне, что Плетнев согласен принять участие в умерщвлении Куйбышева и Горького, но необходимо, чтобы я лично с ним переговорил. Через некоторое время у меня был Плетнев. Я спросил его, говорил ли с ним Левин и, получив утвердительный ответ, я подтвердил ему необходимость его участия в этих преступлениях.

Вопрос Плетневу. С вами Левин действительно говорил о вашем участии в умерщвлении Куйбышева и М. Горького?
Ответ Плетнева. Да, говорил.

Вопрос Плетневу. Что именно он вам говорил?
Ответ Плетнева. Левин говорил мне о существовании больших разногласий внутри Советского правительства, и что Ягода относится к группе антагонистов, считающих, что сейчас нужно направить атаку на своих противников и что Ягода будет со мной на эту тему говорить.

Вопрос Плетневу. Левин с вами говорил от своего имени?
Ответ Плетнева. Нет, он говорил со мною по поручению Ягоды.

Вопрос Плетневу. Кого вы еще знаете из так называемых вами антагонистов? Вам назывались еще какие-либо фамилии?
Ответ Плетнева. Нет. В предварительной со мной беседе Левин называл только Ягоду.

Вопрос Плетневу. Изложите содержание беседы с вами Ягоды.
Ответ Плетнева. Я был вызван в здание НКВД в кабинет Ягоды. Разговаривал со мной Ягода резким тоном, заявив, что имеет достаточные материалы для того, чтобы заставить меня подчиниться. Спросил, имел ли со мной разговор Левин. Когда я выразил колебание, т. к. подозревал, что это какая-то зондировка, тогда Ягода взял агрессивный тон, стал угрожать лично мне, моей семье и заявил, что если я попытаюсь куда-либо обратиться, то от него мне не уйти. Видя, что я испуган и сдаюсь, Ягода предложил мне держать связь с Левиным и всячески ему содействовать.

Вопрос Плетневу. Ягода вам прямо поставил вопрос об участии в преступлении?
Ответ Плетнева. Да, он сам мне назвал фамилии Куйбышева и Горького. Я дал согласие. Между прочим я ему сказал, что М. Горький в конце концов больной человек и не так активен и опасен, но Ягода заметил, что ввиду исключительно важной роли, какую играет Горький в стране, всякий срок укорочения его жизни имеет громадное значение.

Вопрос Плетневу. Ягода вам не говорил, кто конкретно заинтересован в смерти Куйбышева и Горького?
Ответ Плетнева. От Левина я услышал фамилию Енукидзе, как лица, представляющего организацию, заинтересованную в смерти Куйбышева и Горького.

Вопрос Ягоде. Вы Плетневу говорили о решении антисоветского центра умертвить Куйбышева и М. Горького?
Ответ Ягоды. Нет, я не считал возможным ему это сказать. Плетнев говорит правду.

Вопрос Плетневу. После разговора с Ягодой вы вновь встречались с Левиным по вопросам, связанным с преступными заданиями?
Ответ Плетнева. Да. Ягода ведь дал общее задание, а технически я и Левин выработали план вредительства в смысле лечения.

Вопрос Плетневу. И в итоге преступный план был осуществлен?
Ответ Плетнева. Да, я принимал участие в осуществлении плана.

Вопрос Плетневу. Значит, можно констатировать, что вы, вместе с Левиным, по прямому заданию Ягоды принимали участие в умерщвлении, во-первых, товарища Куйбышева, во-вторых, Максима Горького?
Ответ Плетнева. Да.

Вопрос Ягоде. Вы это подтверждаете?
Ответ Ягоды. Да, задание мое было выполнено: люди умерли.

Протокол записан с наших слов правильно, нами прочитан.
Ягода
Плетнев

Очную ставку производили:
Сотрудник для особых поручений при нач. 4 отдела ГУГБ,
майор государств, безопасности Коган
Начальник отделения 4 отдела ГУГБ,
капитан государств, безопасности Герзон
Оперуполном. 4 отдела ГУГБ,
ст. лейтенант государств, безопасности Лернер
в присутствии зам. народного комиссара внутренних дел Со¬юза ССР комкора Фриновского
Нач. 4 отдела ГУГБ НКВД, ст. майора государств, безопасно¬сти Литвина
ЦА ФСБ. Д. Н-13614. Т. 43. Л. 30-34".
Источник.

Данные документы я опубликовал для того, чтобы мои читатели познакомились с нижеследующими статьями в газете «Правда», зная о роли, так или иначе сыгранной Д.Д.Плетневым в истории Большого террора.

Фотографии в альбоме «1937» leon-maksimow на Яндекс.Фотках

С 11 по 15 июня «Правда» публикует массу материалов, посвященных закрытому процессу над М.Н.Тухачевским и еще семью высокопоставленными военными, обвиненными в измене Родине.

Фотографии в альбоме «1937» leon-maksimow на Яндекс.Фотках

В этой связи эмоциональные публикации о «разврате» Д.Д.Плетневе кажутся мне странными:

— по срокам: накануне процесса над военными;
— по эмоциональному накалу газетных материалов едва ли не за полтора месяца до судебного приговора;
— по шаткости оснований (честь профессора низвергнута показаниями незнакомки, при этом непонятно, согласился ли сам профессор с обвинениями);
-по итоговому приговору: условный срок при тишине в прессе после столь резкого старта.

Но странности эти объяснить не могу. Может читатели выскажутся.

Могли шантажировать Плетнева, но это какой вес должен был быть у шантажиста, чтобы печатать нужные материалы в «Правде»?

Могло быть совпадением, а уже в декабре реального развратника Плетнева вспомнили и приплели к фальсифицируемому Ежовым делу об умерщвлениях Куйбышева-Горького?

А может жизнь в очередной раз закрутила сюжет почище приключенческого романа…

15.11.2010 - Posted by | Uncategorized | ,

10 комментариев »

  1. Плетнёвы все такие

    комментарий от dicthash | 15.11.2010 | Ответить

  2. По срокам — а может правильнее сформулировать не перед процессом военных, а после ареста Ягоды?
    Тогда получится, что «высокий покровитель» прикрывал Плетнева до апреля 37-го, а вот потом прикрывать стало некому.
    И если Плетнев был чем-то повязан с Ягодой, мог дать какие-то первоначальные показания для его «раскрутки», ну хоть про ту же аморалку, то вполне логичным выглядит продолжение в виде сделки — приговора «меньше минимума»(условно) в обмен на эти показания.
    А вот потом могло всплыть и отравление Горького, ну хотя бы потому, что Ягоде уже нечего было терять, зато представилась возможность отомстить.

    комментарий от shelmenko | 16.11.2010 | Ответить

  3. Очная — ерундовая. Закреплялка.
    Очная ставка, в принципе, проводится для устранения _разногласий_ в показаниях. А тут разногласий нет, «подтверждаете — подтверждаю». Такие очные проводят для закрепления показаний, когда доказательств мало.
    …и тут возникает совсем другой вопрос: а зачем очную, при отсутствии противоречий между Ягодой и Плетневым, вообще провели.

    комментарий от ryurikov | 16.11.2010 | Ответить

  4. Хм, возможно.

    комментарий от ihistorianword | 16.11.2010 | Ответить

  5. Либо формально до кучи, либо разногласия были, но не нашли отражения в протоколе.

    комментарий от ihistorianword | 16.11.2010 | Ответить

  6. Угу. Либо показания липа, а очная для закрепления липы.

    комментарий от ryurikov | 16.11.2010 | Ответить

  7. А чем могли шантажировать Плетнева? Он же уже свое получил. По вновь открывшимся обстоятельствам дело? Так гораздо лучше по изнасилованию пойти, чем по политике. Смысла не вижу.
    Что же касается фальсификации дела — не знаю — не знаю. «Залечить» могли вполне.

    комментарий от nazar_rus | 16.11.2010 | Ответить

  8. Единственное объяснение: опорочивание репрессируемых с низведением их до уровня животных, а то и насекомых (педофилы Рудзутак и Енукидзе, бисексуал и педофил Ежов, Пятаков с его булавкой…).
    На кой ляд залечивать полуживого (в прямом смысле слова!) Менжинского, туберкулезника (плюс еще пару серьезных хворей) Горького, алкоголика Куйбышева — просто непонятно.

    комментарий от rusofil84 | 16.11.2010 | Ответить

  9. Залечить здоровых довольно сложно.

    комментарий от wazawai_n2 | 20.11.2010 | Ответить

  10. Понятно. Только вопрос все равно остается: зачем? Когда уже существовала не такая сложная технология вывода из жизни (тюрьма, лагерь, расстрел) 🙂

    комментарий от rusofil84 | 21.11.2010 | Ответить


Добавить комментарий

