Лаборатория историка

Исследование повседневной жизни советских людей в эпоху Сталина

Политическая позиция М.Кольцова в 1923 г.


Основателем и главным редактором в 1923-1938 гг. советского журнала «Огонек» был Михаил Ефимович Кольцов. В партию большевиков он вступил в 1918 г., но в том же году заявлял о своем выходе из нее. Остался, стал известным и очень влиятельным советским журналистом, редактором, представителем советской элиты. Часто бывал за границей, явно сотрудничал с советскими спецслужбами. 1 февраля 1940 г. Кольцов был приговорён к смертной казни по обвинению в шпионаже. Родной брат известного художника-карикатуриста Бориса Ефимова.

Скорее всего, Михаил Кольцов пришел к большевикам из карьерных соображений, и его карьера на протяжении почти 20 лет была блестящей. Согласно моей гипотезе событий 1937 г., в 1937-1938 гг. должна была пострадать масса случайных, невинных и даже просталински настроенных граждан, но приговор 1940 г. применительно к столь известной личности несправедливым быть мог едва ли.

Поэтому к роли и позиции Михаила Кольцова надо присмотреться.

Публикую статью из самого первого номера журнала «Огонек», которой редакция фактически заявляла о своей политической ориентации.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Реклама

11.11.2010 - Posted by | Uncategorized |

57 комментариев »

  1. приговор 1940 г. применительно к столь известной личност
    вы считаете справедливым расстреливать журналиста в 1940, за статью, которую он опубликовал в 1923 году?

    комментарий от davidaidelman | 11.11.2010 | Ответить

  2. И что в этой статье такого особо троцкистского? Обычный набор штампов, потом ведь примерно так же писали и про остальных заменяя фамилию и некоторые детали, вот и всё. Да и непонятно, какое отношение это имело отношение к обвинению не в троцкизме, а в шпионаже.
    Понравилось на первой странице про «эпитафию умирающей Европы» — уж сколько лет прошло, а российские журналисты мыслят теми же категориями.

    комментарий от brother2 | 11.11.2010 | Ответить

  3. Михаил Кольцов
    Был обвинен не в политическом уклонизме, а в шпионаже в пользу Англии.
    Лично я не верю, что человек, написавший даже вот это
    http://militera.lib.ru/db/koltsov_me/index.html
    мог быть английским шпионом.
    (ИМХО) Кольцов попал в мясорубку в связи с очередной «кадровой чисткой».
    Для себя открыл Кольцова в студенческом стройотряде, случайно обнаружив его в местной БОГАТЕЙШЕЙ сельской библиотеке.

    комментарий от kudrjashovai | 11.11.2010 | Ответить

  4. Безосновательно к содержанию ,стиль и слог какой то адский . Такие перлы что глаза на лоб лезут . Читать невозможно .

    комментарий от well_p | 11.11.2010 | Ответить

  5. Тут вот еще какая фишка , всех троцкистов подмели еще до 37 года в основном .Особенно видных и даже вроде бы покаявшихся .
    Вакханалия 37 года в основном кончилась с арестом Ежова . Потом был очень большой откат и реабилитации. Ну собственно тогда так и было , волна репрессий , потом волна отката и смягчения наказания всем кто остался жив .И так несколько раз .То что Кольцова расстреляли в 40 это уже о многом говорит .
    Хотя опять же это все толчение воды в ступе . Дела то мы не видели . Хрен его знает что он там в показаниях писал и что ему конкретно предьявляли .

    комментарий от well_p | 11.11.2010 | Ответить

  6. как правило материалы уголовных дел врагов народа открывают много интересного, например: протокол обыска у бухарина после его ареста — были изъяты большие количества ювелирных украшений, иностранная валюта в значительных суммах, долговые расписки. происхождение этих ценностей бухарин объяснить не смог….

    комментарий от geronimo73 | 11.11.2010 | Ответить

  7. Во 2 абзаце нет ни аргументов, ни логики. Одна твердолобая сталинистская убежденность «раз расстреляли, значит виновен».

    комментарий от yadocent | 11.11.2010 | Ответить

  8. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    если бы это был единственный эпизод — возможно, несправедливо (хотя что написано пером, не вырубишь топором), но я не думаю, чтобы его заблуждения 1923 были бы случайны. Причем расстреливали его не за эту статью конкретно, а за более позднюю вредительскую деятельность.

    комментарий от bortnik | 11.11.2010 | Ответить

  9. не думаю, что он был единственным, который в 23-м хвалил Троцкого. И наверняка среди других были люди, которые хвалили Троцкого также, как и Ленина — из конъюнктурных соображений.
    Да и будь он явным троцкистом, попал «куда надо» гораздо раньше 1940-го г. Как верно заметили ниже, его обвиняли не в троцкизме, а в шпионаже.

    комментарий от damonhill | 11.11.2010 | Ответить

  10. Вообще-то можно было бы упомянуть и то, что настоящая фамилия Кольцова (как и его брата Бор. Ефимова) — Фридлянд. Для порядка :))
    По поводу того, справедлив или несправедлив приговор, вряд ли стоит исходить из таких аргументов. Кстати, а что по этому поводу писал и говорил Бор. Ефимов, который умер совсем недавно?

    комментарий от proseka199 | 11.11.2010 | Ответить

  11. >Понравилось на первой странице про «эпитафию умирающей Европы»
    «Гнилой Запад» иные хоронили и в царской России…

    комментарий от proseka199 | 11.11.2010 | Ответить

  12. >И наверняка среди других были люди, которые хвалили Троцкого также, как и Ленина — из конъюнктурных соображений.
    И не обязательно только из конъюнктурных :-)))
    Дед мой рассказывал, что в пору его детства (конец 20-х) Троцкий был крайне популярен среди студентов. Деду и было-то 5-6 лет тогда — а он запомнил.

    комментарий от proseka199 | 11.11.2010 | Ответить

  13. Интересно кстати, а кто первый это сказал про Запад?
    Это ж какая тема для какого нить диплома: образ заката европу в российских медиа и массовом сознании.

    комментарий от brother2 | 11.11.2010 | Ответить

  14. Чем твердолобая сталинская убеждённость отличается от диссидентско-либеральной твердолобой убеждённости «раз расстреляли при Сталине, значит невиновен»?

    комментарий от ukc_urpek | 11.11.2010 | Ответить

  15. Троцкизм и шпионаж — близнецы-братья.

    комментарий от ukc_urpek | 11.11.2010 | Ответить

  16. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    Кольцова расстреляли как резидента в Испании, провалившего агентурную и информационную работу. Плюс нашли еще «кое-что». Статья 23-го годжа не помшала ему «отчего-то» стать шефом резщидентуры в Испании.

    комментарий от sozecatel_51 | 11.11.2010 | Ответить

  17. Борис Ефимов был сам протеже Троцкого и относился к нему едва ли не с восторгом. Однако, в отличие от брата, не «попал». Причину он излагал следующим образом:
    http://www.jn.com.ua/Interview/efimov_2605.html
    — Есть целая книга, которая называется «Дело Кольцова»: написал ее — или лучше сказать «составил»? — мой внук, и там собраны все…
    — …доносы?
    — Нет, исключительно факты — эта книжка воспроизводит дело № 21620 во всех подробностях.
    …Я вспоминаю утро 14 декабря 38-го… Прошла ночь, никто за мной не пришел, но предстояло сообщить о Мишином аресте родителям. Отец в это время лежал в больнице, но как об этом сказать матери, представляете? Я пришел к ней унылый, как в воду опущенный. Мама заметила: «Ты не в духе — что-то случилось?». — «Ничего, но я беспокоюсь за Мишу». Она удивилась: «Слава Богу, с ним все в порядке — почему ты волнуешься?». — «Знаешь, мама, какое теперь время? Сегодня все хорошо, а завтра… Дело в том, что его вызвали в одно место, в которое лучше не попадать». — «Да ну, перестань! Что ты? Зачем придумываешь себе какие-то страхи?».
    Ушел с ощущением, что как-то ее подготовил, навел на мысль, что все может быть, и одновременно подумал, что это относится и ко мне… Я ведь еще не знал, что у Сталина действительно осведомились: «А как быть с братом? Они же между собой близки. Наверное, Ефимов был в курсе всех заговоров».
    — И что вождь ответил?
    — «Брата нэ трогать». Это мне рассказал человек, который все слышал своими ушами… Сталину просто нравились мои рисунки.

    комментарий от jonah_81 | 11.11.2010 | Ответить

  18. <>

    комментарий от Anonymous | 11.11.2010 | Ответить

  19. -Публикую статью из самого первого номера журнала «Огонек»-
    Первый номер «Огонька» вышел в 1899 году.

    комментарий от sandinist | 11.11.2010 | Ответить

  20. вот тут какая-то статейка, подписанная испанцем
    http://www.russianspain.com/news/article3955.html

    комментарий от proseka199 | 11.11.2010 | Ответить

  21. Тут же следует добавить, что о закате Европы говорили и сами европейцы.
    (Книга Шпенглера, если помните, так и называется.)

    комментарий от proseka199 | 11.11.2010 | Ответить

  22. Невежды не знают о Шпенглере.

    комментарий от kirschower | 11.11.2010 | Ответить

  23. Шпенглер писал всё таки о другом, и это он разъяснил в брошюре «Пессимизм?», да и было б странно если б его в СССР цитировали после «Пруссачество и социализм».

    комментарий от brother2 | 11.11.2010 | Ответить

  24. Изгибы логики
    А с чего вы взяли, что Кольцова осудили за эту публикацию?

    комментарий от wazawai_n2 | 11.11.2010 | Ответить

  25. Re: Изгибы логики
    Других доказательств справедливости приговора не приводится, вместе с тем автор поста утверждает, что приговор 1940 г. применительно к столь известной личности несправедливым быть мог едва ли.

    комментарий от davidaidelman | 11.11.2010 | Ответить

  26. Я связи не улавливаю. О какой политической позиции может говорить статья о Троцком в выпуске за 23-й год? Вот если бы это был 34-й год или хотя бы 28-й, то это бы о чём-то говорило.

    комментарий от akavot | 11.11.2010 | Ответить

  27. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    Расстреляли его в компании других друзей Ежовой
    http://davidaidelman.livejournal.com/531769.html
    И еще по тысяче причин, которые могли быть взвешены на весах того времени.

    комментарий от davidaidelman | 11.11.2010 | Ответить

  28. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    В чем заключалась его вредительская деятельность?

    комментарий от davidaidelman | 11.11.2010 | Ответить

  29. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    Да. Именно-с. Но уж никак не за статейку образца 23-го года.

    комментарий от sozecatel_51 | 11.11.2010 | Ответить

  30. Кольцов и по-другому о Троцком писал
    Совершенно уморительное. Про ЛДТ, «вулкан, извергающий ледяные глыбы», который, оказывается, подрабатывал во время войны ура-патриотическими репортажами и фельетонами для «Киевской мысли» и «Одесских новостей».
    Мих.Ефимыч Кольцов-Фридлянд, брат карикатуриста, пламенный публицист и журналист Правды, по совместительству резидент в Испании, в 18-м году, совсем молодым, как и другой такой же, его коллега будущий журналист Известий И.Г.Эренбург, уехал в сытый Киев и писал там нечто несочувственное про «Совдепию».

    комментарий от everstti_rymin | 11.11.2010 | Ответить

  31. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    Уважаемый Давид, в сабже я вообще не говорю о том, за что расстрелян М.Кольцов. Данная статья о Троцком, по-моему, является отражением политической позиции М.Кольцова на апрель 1923 г.

    комментарий от ihistorianword | 11.11.2010 | Ответить

  32. Re: Изгибы логики
    Важное уточнение: перед цитируемым Вами отрывком у меня стоит фраза «Согласно моей гипотезе событий 1937 г»

    комментарий от ihistorianword | 11.11.2010 | Ответить

  33. Когда вопрос касается Троцкого, кому-то из нас отказывает логика, — это я заметил.

    комментарий от ihistorianword | 11.11.2010 | Ответить

  34. Спасибо за ссылку)

    комментарий от ihistorianword | 11.11.2010 | Ответить

  35. Я ведь уточнил, что речь идет о советском журнале)

    комментарий от ihistorianword | 11.11.2010 | Ответить

  36. Исключительно о позиции М.Кольцова в апреле 1923 г.

    комментарий от ihistorianword | 11.11.2010 | Ответить

  37. Переход на личности не красит никого. Жаль, что твердолобые сталинисты этого не понимают.

    комментарий от yadocent | 12.11.2010 | Ответить

  38. Re: Изгибы логики
    Ну так я и соотношусь с вашей версией.

    комментарий от davidaidelman | 12.11.2010 | Ответить

  39. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    Реплика адресована не к делу Кольцова, а к формулировкам поста уважаемого .
    Вовсе не желая оправдывать или обвинять Кольцова или вдаваться в подробностьи его дела, просто считаю, что текст:
    Согласно моей гипотезе событий 1937 г., в 1937-1938 гг. должна была пострадать масса случайных, невинных и даже просталински настроенных граждан, но приговор 1940 г. применительно к столь известной личности несправедливым быть мог едва ли.
    Поэтому к роли и позиции Михаила Кольцова надо присмотреться.
    Публикую статью из самого первого номера журнала «Огонек», которой редакция фактически заявляла о своей политической ориентации.

    Грешит некорректностью

    комментарий от davidaidelman | 12.11.2010 | Ответить

  40. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    Да, в данном случае стоило бы развести. Чтобы не было так, как в моем сегодняшнем посте об использовании образов Вертинского и Николая Романова в манипулятивных СЕГОДНЯШНИХ технологиях, а вместо обсуждения этой темы устроили срач по поводу гражданской войны.

    комментарий от varjag_2007 | 12.11.2010 | Ответить

  41. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    Сформулирую по-другому.
    Я сомневаюсь, что после ареста группы Ежова могли быть несправедливые расстрелы. Кольцов был расстрелян уже в 1940 г., поэтому мне бы и хотелось выяснить, были ли основания для этого приговора.
    Данная статья — сигнал о том, что в 1923 г. М.Кольцов скорее всего поддерживал Троцкого. Это — не основание для преследования ( и он не преследовался за это), но это важный штрих к его политической биграфии. Особенно важный в свете того, что Кольцова можно заподозрить в карьерных устремлениях вне идеологии. Если Кольцов — флюгер, то он ошибся в 1923 г., приняв сторону Троцкого и расчитывая на его победу. Хотя он был прощен, но не мог ли он точно так же ошибиться в 1937 г., опять приняв не ту сторону?
    Это важно для моей гипотезы: если такие люди как Кольцов бегут с корабля, значит судьба корабля Сталина в 1937 г. действительно висела на волоске.

    комментарий от ihistorianword | 12.11.2010 | Ответить

  42. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    http://ihistorian.livejournal.com/176655.html?thread=5776399#t5776399

    комментарий от ihistorianword | 12.11.2010 | Ответить

  43. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    Мне трудно делать выводы без документов, т.к. к примеру, в википедии :)) говорится, что в Испании он выполнял задания Сталина по, гм, шпионажу в отношении троцкистов, а судя по приговору, как раз наоборот. Темная история.

    комментарий от varjag_2007 | 12.11.2010 | Ответить

  44. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    «судьба корабля Сталина в 1937 г. действительно висела на волоске.»
    в принципе судьба корабля Сталина всегда висела на волоске, поскольку он не был наследственным монархом, а вынужден был снова и снова обеспечивать себе сильную команду,делом доказывать свою нужность на этом посту..
    Но вот идея о том, что после 37 года не было безосновательных приговоров на мой взгляд странная.С одной стороны в деятельности органов сохранилась плановость в количестве арестов и приговоров.С другой-сохранились и основные причины доносов поступавших от населения в гигантском объеме:это зависть,конкуренция за место, за комнату в общей квартире, подсиживание на работе и т.д.
    Как мог рядовой «органист» оьъективно относиться к виновности полдследственного, когда с одной стороны его «давят» плановыми показателями(ГУЛАГ должен быть задейсмтвован по полной программе) а с другой на человека имеются доносы, часто несколько,от тех кому он «по жизни» в чем-то мешает..

    комментарий от atrey | 13.11.2010 | Ответить

  45. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    Не надо здесь байки телевизионные пересказывать про доносы и планы на ГУЛАГ.

    комментарий от ihistorianword | 13.11.2010 | Ответить

  46. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    Слишком Вы как-то агрессивны для «беспристрастного историка», которым хотите казаться.

    комментарий от atrey | 13.11.2010 | Ответить

  47. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    К невежеству агрессивен, да. Оно только отвлекает от выяснения обстоятельств.

    комментарий от ihistorianword | 13.11.2010 | Ответить

  48. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    так ведь агрессивность мешает «выяснять обстоятельства».
    Вот жулику она помогает,да…а ученому мешает.

    комментарий от atrey | 13.11.2010 | Ответить

  49. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    Еще раз: моя агрессивоность — к невежеству. Т.е. тогда, когда человек не знает фактуру, известную мне, но строит на этой ложной по сути фактуре воздушные замки.

    комментарий от ihistorianword | 13.11.2010 | Ответить

  50. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    Да на каком основании Вы утверждаете, что знаете фактуру? Вас репрессировали в 1937 году, причем без доноса?(:-)

    комментарий от atrey | 13.11.2010 | Ответить

  51. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    За откровенную глупость я БАНю, т.к. такие люди умеют право лишь читать и спрашивать. Аккуратнее.

    комментарий от ihistorianword | 13.11.2010 | Ответить

  52. Re: приговор 1940 г. применительно к столь известной лично
    Я предельно акуратен(:-).
    Кстати,-«Вы баните»…, но странно,что я не нашел в ваших юзерпикчах ни одного реального Вашего портрета, там только Тихонов.

    комментарий от atrey | 13.11.2010 | Ответить

  53. Это уникальный стиль Кольцова или тогда все так излагали? 🙂
    Прямо Остап Бендер — «железный конь, который, взметая стальным скоком пески прошлого»

    комментарий от zhenziyou | 13.11.2010 | Ответить

  54. Ну, по-моему, в контексте 23-го года большая статья о Троцком говорит о лояльности к власти. Это вы привели в подтверждение тезиса о карьеризме Кольцова?

    комментарий от akavot | 14.11.2010 | Ответить

  55. Ильф и Петров просто отразили веяния времени.

    комментарий от akavot | 14.11.2010 | Ответить

  56. Ленин явно отошел от дел и разворачивалась борьба за лидерство. Эта статья — не лояльность власти, а выступление на стороне Троцкого.

    комментарий от ihistorianword | 14.11.2010 | Ответить


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: