Лаборатория историка

Исследование повседневной жизни советских людей в эпоху Сталина

В каком паровозе был сожжен Лазо.


«Памятны дни 4—5 апреля 1920 года. Японские империалисты выступили во Владивостоке и других городах Приморья. Они арестовали Сергея Лазо вместе с членами Военного совета: Всеволодом Сибирцевым, Луцким и Мельниковым. Тов. Мельников, которому удалось потом бежать, так передает свои впечатления об этом аресте: «При первом допросе, снятом японскими жандармами, я и Лазо своих фамилий не открыли, не особенно доверяя «рыцарским» чувствам японцев по отношению к своим пленным. Сибирцев и Луцкий на первом же допросе назвали свои настоящие фамилии.
За время нашего пребывания в плену в помещении следственной комиссии до 9 апреля нас посещали наши знакомые. Неоднократно нас посещали также и японские жандармы с переводчиками. При этом они разыскивали членов Военного совета.
Восьмого вечером Лазо был сфотографирован, а 9-го в 6 часов утра пришел переводчик, бывший при нас, и приказал Лазо, Луцкому и Сибирцеву итти за ним. На вопрос Лазо — брать ли вещи с собой — переводчик сказал: «Нет, не надо, тут недалеко». После этого я их больше не видел.
И никто из друзей с тех пор ни Лазо, ни Луцкого, ни Сибирцева не видели.
Лишь много лет спустя после гражданской войны мало-помалу из свидетельских показаний и из оставшихся скудных документов выяснилась страшная гибель Лазо, Луцкого и Сибирцева.
Из следственной комиссии во Владивостоке арестованные товарищи Лазо, Луцкий и Сибирцев были переведены в японский штаб, а оттуда в японскую контрразведку, помещавшуюся на Китайской улице. Числа 15—20 апреля ночью их увезли на Первую речку, в распоряжение японских войск, которые после заключения мирного соглашения с приморским временным правительством Медведева занимали всю магистраль Уссурийской железной дороги. Наши части были отведены за 30 километров в нейтральную полосу. 25—28 мая в почтовой теплушке японцы привезли Лазо и его товарищей на станцию Уссури.
В районе станций Иман—Уссури действовал в то время бочкаревский отряд, чувствовавший себя безопасно в этой нейтральной полосе под охраной японских частей. Знаменитые бандиты бочкаревцы, остатки колчаковских отрядов, избрав станцию Уссури своей резиденцией, понимали, что резиденция эта временная — на день, на два, — и поэтому жили вовсю. Целый день все пьяные, начиная с командира — мрачного бандита Бочкарева — и кончая последним кашеваром в отряде.
Вот в лапы этих-то зверей японцы и передали завязанных в мешках Лазо, Луцкого и Сибирцева. Бандиты, взяв мешки, перенесли в депо, согнали бригаду с одного из паровозов и затащили их в паровозную будку.

Первым был сожжен тов. Лазо. Его вынули из мешка и хотели живым втиснуть в топку. Завязалась борьба. Лазо, обладая большой физической силой, уперся руками, но удар по голове лишил его сознания, и он был брошен в топку.
Все это видел машинист паровозной бригады, опознавший тов. Лазо, когда его вытаскивали из мешка. Борьба с Лазо вероятно утомила палачей. С другими товарищами было поступлено иначе: они были пристрелены в мешках, а затем брошены в топку.
Так погиб Сергей Лазо. Ему было в это время всего лишь 24 года».

Источник: Губельман М. Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке. – М., 1935 г.

Современные фанаты «белых рыцарей» сомневаются в этой истории по двум главным основаниям:

1) Японцам, мол, незачем было возить далеко арестованных, — могли бы и сразу кончить.

2) Даже сам паровоз-памятник из серии Еа, а значит произведен в 1940-е гг., поэтому никакого Лазо в нем сжигать не могли.

По первому пункту все очевидно. Японцы в этот момент были связаны подписанным мирным соглашением, поэтому, не желая отпускать влиятельных узников, решили убить их чужими руками. Арестованные были отвезены в резиденцию бывших колчаковцев, а в тот момент «белых рыцарей» отряда Бочкарева, — кто же еще кроме них мог по просьбе японцев уничтожить трех русских большевиков? Ну а сжигание в паровозной топке вполне в стиле белобандитов: попавшие к ним в руки большевики редко погибали простой смертью…

Что касается паровоза…

1) Паровоз Ел-884, завод Болдуин (США), фотография 1917 г.
http://www.parovoz.com/newgallery/?ID=4996&LNG=RU

2) Паровоз Ел-711, завод АЛКО, США, фотография 1917 г.
http://www.parovoz.com/newgallery/?ID=11840&LNG=RU

3) Паровоз-памятник Ел-629 ( или 629), г. Уссурийск, фотография М.Иванцова 2008 г.
http://www.parovoz.com/newgallery/?ID=184325&LNG=RU

4) Паровоз Еа-2885, депо Комсомольск-на-Амуре, фотография 2007 г.
http://www.parovoz.com/newgallery/?ID=106840&LNG=RU

5) Паровоз Еа- 3246, привокзальная площадь, г. Тында, фотография 2007 г.
http://www.parovoz.com/newgallery/?ID=104636&LNG=RU


 

«Паровоз серии Е типа 1-5-0 имеет различные индексы. Построенные в 1915-1917 гг. паровозы серий ЕК , ЕС, ЕФ и ЕЛ имеют поверхность нагрева котла около 240 м2, площадь колосниковой решётки 6 м2 и двухцилиндровую машину однократного расширения.
Паровозы серий ЕА и ЕМ постройки 1944-1946 гг. отличаются от первых рядом усовершенствований и имеют усиленный пароперегреватель, механический углеподатчик, воздушный реверс, централизованную смазку букс и т. д.
Спроектирован паровоз серии Е русскими инженерами и строился в Америке».
Источник: А.В.Хмелевский, Паровозы. Устройство и обслуживание. 2-е изд. — М.: ГТЖДИ, 1955

История паровозов серии Еа.

История паровозов серии Е согласно Википедии.

А теперь банальная история о том, как появилась буква «А»

«В годы Гражданской войны Приморье как оплот интервентов стало местом многих трагических событий. Одно из них увековечено в Уссурийске на проспекте Блюхера, где на пьедестале стоит паровоз ЕЛ-629.

На мемориальной доске написано, что в топке этого паровоза были заживо сожжены революционеры и борцы за Советскую власть на Дальнем Востоке Сергей ЛАЗО, Алексей ЛУЦКИЙ и Всеволод СИБИРЦЕВ. Но кто теперь вчитывается в эту надпись?

Чем дальше от нас героическое прошлое края, тем невероятнее кажутся его события. Пользуясь тем, что современные приморцы слабо интересуются историей своего края, а прописные истины из советских учебников истории вовсю подвергаются ревизии, некоторые псевдо-историки стремятся сделать себе имя на скандале, сплетая новые байки о героях прошлого, выставляя их совершенно другими людьми, а их подвиги принижая до бандитских налетов.

Так, в Интернете мне попалась статья «Тайны красного Дон-Кихота». Не буду говорить, кем там предстает Сергей Лазо, приведу небольшую цитату, касающуюся именно паровоза.

«Впоследствии возник еще один исторический казус: в 1970-е в Уссурийске установили паровоз, в топке которого якобы сожгли Лазо. Делали это в такой спешке, что на постаменте оказался… американский локомотив 1930-х годов выпуска».

Ради справедливости надо бы выслушать и другую сторону, да где же теперь найдешь очевидцев, участников гражданской войны? Видимо, на это и надеются авторы подобных статей.

Однако в Уссурийске живет человек, который знает о паровозе ЕЛ-629 всю правду. Это преподаватель Приморского института железнодорожного транспорта филиала ДВГУПС Сергей Данилович БОЙЧУНЬ. Вот что он рассказал.

— Когда был построен Транссиб, стало понятно, что имеющихся паровозов недостаточно, и у них мало мощности. Поэтому в 1914 году был сделан специальный заказ в Америке на производство мощных паровозов серии «Е». Эти паровозы, в сущности, были скопированы с американских паровозов «Декапод», что в переводе значит «десятиногий», так как у них было десять колес. Русские инженеры переработали чертеж, и получился мощный паровоз, способный тянуть 36 вагонов, а не 12, как старые. С 1916 года паровозы стали привозить во Владивосток морем.

Номер паровоза – это как его имя, оно индивидуально, паровоз ходит с этим номером до тех пор, пока его не порежут на металлолом. Поэтому легко отследить его судьбу. Именно этот паровоз, ЕЛ-629, обслуживал японцев. Именно этот номер назвал в 1927 году кочегар паровозной бригады, который рассказал о гибели Лазо, Сибирцева и Луцкого. По его свидетельству, японцы вместе с белогвардейцами прогнали паровозную бригаду, чтобы железнодорожники не стали невольными свидетелями, но ему удалось закопаться в уголь и пришлось оставаться там до самого конца, чтобы не выдать себя и не погибнуть вместе с революционерами. Думаю, что все так и было. Зачем бы ему выдумывать всю эту историю? К тому же номер паровоза, на котором человек работал, он бы не забыл.

По этому номеру паровоз и нашли. В 1949 году его случайно увидели на станции Маньчжурия. Его забрали на станцию Борзя, где он еще работал на маневрах по узкой колее. Но о судьбе паровоза, видимо, не забывали, и когда власти занялись увековечением событий Гражданской войны, паровоз было решено переправить в Уссурийск и установить в качестве мемориала. Это было в конце 60-х годов, я как раз работал мастером, и этот паровоз поставили в мой цех, чтобы привести в порядок.

Нашли специально двух мастеров-паровозников, которые занялись его восстановлением. Они привели его в рабочее состояние. Затем паровоз установили у железнодорожной насыпи на ул. Тургенева, и только в 1971 году он занял нынешнее место в парке возле ДК имени Чумака.

— А почему именно там? Почему вообще в Уссурийске, а не на станции Лазо, где все происходило?

— Не знаю, почему было принято такое решение, но думаю потому, что Уссурийск является крупным железнодорожным узлом. Дом культуры имени Чумака вообще в те годы был самым лучшим и самым посещаемым на ДВЖД. Наверное, потому и поставили паровоз у нас – чтобы больше людей его увидели.
— Сергей Данилович, а возможно ли вообще поместить человека в паровозной топке?

— Не только возможно, но она специально сконструирована, чтобы в нее можно было залезть человеку. Это связано с технической необходимостью. Все помощники машиниста через это проходили, и я в том числе. Так что это совершенно реально».

Как бы нас ни учили смотреть на коммунистическое прошлое по-новому, есть то, что должно оставаться вне времени. Это факты истории. Кстати, на паровозе вместо литеры «Л» красуется буква «А». Вот так нерадивый маляр одним взмахом кисти может внести разночтения в историю, давая пищу для новых издевательских публикаций.

21 ноября 2007"

Источник.

Вот такая история. Проверить все это мне стоило полутора часов нагугливания и монтажа найденных фотографий и материалов. Неужели это так трудно сделать юным фанатам «белых рыцарей»?

Реклама

09.11.2010 - Posted by | Uncategorized | , ,

5 комментариев »

  1. Тут вот гражданин Байков, считающийся профисториком, не удосужился проверить простейшую цитату из «Мать» Горького:
    http://haeldar.livejournal.com/1821648.html?thread=40092624#t40092624
    При том, не фанат «белого дела». А вроде наоборот. Ну и что Вы хотите от ангажированных подростков?

    комментарий от seadevil001 | 09.11.2010 | Ответить

  2. ну с паровозом Лазо и попыткой его отменить уже не раз разбирались

    комментарий от alter_vij | 09.11.2010 | Ответить

  3. Спасибо !
    +100

    комментарий от kudrjashovai | 10.11.2010 | Ответить

  4. +5
    Достойно.

    комментарий от yadocent | 10.11.2010 | Ответить

  5. Аналогичный случай, только в Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан): http://stepan-zweruga.livejournal.com/68789.html

    комментарий от stepan_zweruga | 15.11.2010 | Ответить


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: