Лаборатория историка

Исследование повседневной жизни советских людей в эпоху Сталина

Ко дню Победы: в окопе обсуждают приказ №227.


«Суворов из-за меня напереживался вдоволь. Уж столько всего приключилось со мной за три всего недели войны. А весть о моей сначала гибели, а потом — что я жив! — окончательно сблизила нас. Когда малость затихло, мы с ним о многом откровенно переговорили тогда, и в частности о значении приказа № 227 «Ни шагу назад!».
Тут психология солдатская очень сложная, и до глубины истинной никогда не докопаться никому. По нашему с Суворовым разумению, мы могли отступать до тех пор, пока не появился этот приказ. Он сработал как избавление от неуверенности, и мы остановились. Остановились все дружно. Остановился солдат, убежденный, что и сосед остановился. Встали насмерть все вместе, зная, что никто уже не бросится бежать. Приказ оказался сильным оружием солдат — психологическим. Хотя и неловко было сознавать тот факт, что «сзади меня стоит заградительный отряд»…
Воевавший с первых дней войны и отходивший вместе с полком от западной границы, от Бреста, Суворов в разговоре со мной многозначительно вздохнул:
— Раньше бы надо издать такой приказ!»

Абдулин М.Г. 160 страниц из солдатского дневника. С.32.

04.05.2010 - Posted by | Uncategorized |

1 комментарий »

  1. Что удивительно …
    Из всех хорошо распрошенных мною фронтовиков (а таких было несколько десятков), я как минимум трети задал вопрос, насчёт этого приказа № 227 — такой приказ был ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужен или это прямое доказательство сталинской кровожадности?
    Все, кому я этот вопрос задал, были однозначны — приказ № 227 был необходим. И необходим крайне.
    Ни одного исключения из этого мнения!

    комментарий от svjatoy | 04.05.2010 | Ответить


Добавить комментарий

