Лаборатория историка

Исследование повседневной жизни советских людей в эпоху Сталина

Попробовали бы вы примирить их! Часть первая.


В предыдущем посте я привел пример примиряющего жеста советской власти по отношению к бывшим белым офицерам, которые пошли на службу в Красную Армию. Этот жест был и намеком тем, кто еще не пошел.

Насколько вообще стояла остро проблема примирения разных сторон недавней гражданской войны, прекрасно видно из двух потрясающих отрывков из приложения№3 к обзору политического состояния СССР за май 1925 г.

Источник: «Совершенно секретно»: Лубянка Сталину о положении в стране (1922-1934 гг.). – Т.3(1925 г.), Часть 1. – М., 2002.

С.338-341. «Алтайская губ. В ночь с 20 на 21 апреля в с. Усть-Талмак Солонешенского района Бийского у. в дом старообрядческого попа Черепанова, где происхо¬дило молебствие, была брошена граната, от разрыва которой один из присут¬ствующих убит, остальные четверо ранено, двое тяжело и двое легко.

Обсуждая происшедшее, крестьяне в один голос обвиняли местную ячейку РКП(б), указывая, что последняя это сделала на почве борьбы с религиозно¬стью. Исходя из этого, крестьяне требовали ареста всех членов ячейки и части бедноты, идущей вместе с ячейкой. Председатель сельсовета вызвал в сельсо¬вет секретаря ячейки РКП Булыгина, которому сообщил мнение крестьян, что ячейка является участницей убийства и что крестьяне хотят до прибытия ми¬лиции арестовать всех членов ячейки и часть бедноты, идущей за ячейкой.

Булыгин отверг участие в убийстве ячейки и заявил, что арестовать членов ячейки не даст. В это время прибывшие от места происшествия сообщили, что ими обнаружены следы, ведущие от окна, в которое была брошена граната к квартире Сысоева Петра, кандидата в члены партии. По получении этого извес¬тия сельсоветом была организована комиссия в составе председателя сельсовета Зиновьева, местных граждан Ефимова, Сысоева Исака, Макарьева Калистрата (все зажиточные, старообрядческой веры), Булыгина (секретарь ячейки) и Ма¬карьева Антипа (член партии), которая по имевшимся следам дошла до дома Сысоева Петра. Крестьяне, сопровождавшие комиссию, стали требовать ареста всех членов ячейки, указывая, что убийство совершено последней, и если не аре¬стовать, то они (члены РКП) заметут следы преступления.

Утверждение Булыгина, что ячейка не виновата, да и неизвестно, виновен ли Сысоев, не помогло, крестьяне настаивали на своем. Булыгин тогда согла¬сился изолировать членов ячейки. Сельсовет решил произвести обыск у членов ячейки и части бедноты и арестовать всех членов ячейки, кроме участвовав¬ших в комиссии Булыгина и Макарьева. Часть членов ячейки и бедноты была задержана в сельсовете, часть была подвергнута домашнему аресту под на¬блюдением крестьян-старообрядцев.

На третий день следствия Сысоев сознался, что гранату в молельную бро¬сил он без участия кого-либо. Причину, побудившую к преступлению, Сысоев объяснил местью за то, что он подозревал старообрядцев в контрреволюцион¬ной деятельности.

Фактически же озлобление Сысоева против старообрядцев, по его и пока¬заниям крестьян, кроется в том, что местные старообрядцы, начиная с 1920 г., все время подвергали его гонениям и издевательствам как изгоя своей среды. Так, в 1920 г, местными старообрядцами Сысоев был по подозрению в краже уздечки подвешен на ворота и избит; после смерти отца Сысоева его дядя Че¬репанов Назар (старообрядец) захватил часть имущества отца Сысоева — 16 ульев пчел, книг на 3000 руб. и пр. В том же 1920 г. в с. Усть-Калмак произво¬дились с участием Сысоева обыски в целях выявления оружия и военного об¬мундирования, что в дальнейшем послужило к увеличению ненавистного к нему отношения. Крестьяне-старообрядцы разговаривать с ним считали за унижение, встречи старообрядцев с ним сопровождались всегда насмешками и руганью по его адресу. Все это, указывал Сысоев, и то, что старообрядцы об¬манывают народ, идут против бедноты и, по его словам, имеют какую-то «организацию», побудило его на террористический акт.

Сысоев — крестьянин с. Усть-Талмак, 21 года, сын местного старообряд¬ческого попа (толка самокрещенцев)172, отец Сысоева был убит в 1919 г. пар¬тизанами по подозрению его в связи с колчаковскими властями. После смерти отца Сысоев начал бывать в семье своей сестры, вышедшей замуж за коммуни¬ста, и понемногу поддался влиянию ее мужа в смысле постепенного отхода от идеологии старообрядческой среды. После свержения колчаковщины Сысоев в 1920 г. вступает в партию, в 1921 г. поступает на службу в продотряд и через три месяца переходит из продотряда в войска ЧОН173, где принимает участие в подавлении бандитского движения в Солонешенском районе.

В 1922 г., после ликвидации банд, Сысоев возвращается домой и занима¬ется крестьянским хозяйством; ввиду того, что он потерял свой членский би¬лет, ему, по предложению приехавшего в с. Усть-Талмак инструктора укома партии, надо было вновь вступить в партию; этого, однако, Сысоев не сделал и тем самым считался механически из партии выбывшим. В ленинскую неде¬лю153, которая проводилась Бийским укомом в начале 1925 г., Сысоев вступает в партию кандидатом, утверждается райкомом, но укомом до момента совер¬шения преступления утвержден еще не был.

С. Усть-Талмак состоит из двух земельных обществ — Тальминки и Макаровки. Тальминка имеет до 300 жителей, в большинстве переселенцы раз¬личных вероисповеданий, беднота, в то время как население Макаровки до 270 человек состоит сплошь из старожилов, старообрядцев (часовнического толка), зажиточных, и незначительного числа середняков. До революции эти общества были самостоятельными в смысле административной общественной жизни, после революции они были объединены в одну административную единицу под названием Усть-Талмак.

С момента объединения между обоими обществами началась экономиче¬ская борьба, подогреваемая рознью религиозных убеждений. Борьба шла по линии спора из-за земель, так как макаровцы обладали большим количеством и лучшего качества земли, из-за пастбищ для выгона скота, из-за распределе¬ния внутри села разверстки, налоговых обложений, волсборов и прочих само¬обложений. Особенно остро проходила борьба между тальминцами и макаровцами во время последней кампании перевыборов в Советы; на предвыбор¬ном собрании зажиточный элемент сумел овладеть собранием, тогда комму¬нисты, комсомольцы и значительная часть бедноты, тальминцев, оставили собрание. Зажиточные, используя этот случай, закрыли собрание, запротоколи-ровав, что собрание было сорвано ячейкой.

На самих перевыборах, происходивших 22 ноября, отсутствовали вожаки-макаровцы Зиновьев (ныне председатель сельсовета), Сысоев Исак (член ко¬миссии сельсовета, расследовавший вначале совершенное преступление), Ту¬ляков Савва (бывший член партии, вышедший в 1920 г., середняк, старообря¬дец, в 1920 г. был председателем сельсовета) и несколько других, которые пьянствовали в соседней деревне по случаю свадьбы у одного старообрядца. Благодаря их отсутствию на перевыборном собрании победу одержали тальминцы и провели в сельсовет четверых тальминцев и одного макаровца, члена партии Макарьева Антипа. В числе тальминцев в сельсовет были избраны Бу¬лыгин (секретарь ячейки), Беляев Меркурий (кандидат партии), Булыгин Сав¬ва (беспартийный середняк) и Бурыхин Ермолай (беспартийный середняк).

Когда головка макаровцев вернулась после пьянки и узнала, что при вы-борах в сельсовет верх одержали коммунисты и тальминцы, они начали вести среди макаровцев агитацию за то, что сельсовет избран неправильно, что на выборах участвовало менее 75% всего населения. В результате агитации в рай¬исполком было подано заявление за подписями 130 человек, исключительно макаровцев, с требованием признать выборы незаконными и назначить новые выборы сельсовета. Райисполком это требование удовлетворил. Ячейка, недо¬вольная решением райисполкома, решила новые выборы бойкотировать, и на перевыборном собрании ячейка не только не выставила своего списка, но даже целиком, вместе с комсомольской организацией и частью бедноты тальминцев на перевыборном собрании от участия в перевыборах отказалась, мотивируя свой отказ от голосования тем, что на этом собрании количество собравшихся было не больше, чем на прошлом. Сельсовет был избран исключительно из макаровцев — зажиточных, беспартийных, старообрядцев, и только кандида¬том в члены сельсовета избран член партии Макарьев Антип, макаровец, вы¬ставленный самими же макаровцами.

Вновь избранный сельсовет сразу взял линию ориентации на макаровцев, самый сельсовет, который до этого находился в тальминском помещении, был переведен в Макаровку, причем вновь избранный председатель сельсовета Зи¬новьев отдал бесплатно свой дом под помещение сельсовета. Вопреки распо¬ряжению райисполкома о наделении приезжих крестьян землей, принадлежа¬щей ранее Макаровскому поселку, сельсовет это распоряжение в жизнь не провел. В связи с наступлением момента выгона скота на подножный корм и необходимостью огородить пахотные поля от пастбищ сельсовет пытался зна¬чительную часть работы по огородке переложить на тальминцев, причем в этом случае встретил упорное сопротивление последних. Бедняки-старообряд¬цы из Тальминки, блокировавшиеся на перевыборном собрании с макаровца¬ми, оценивая работу нового сельсовета, говорили: «Вот выбрали кулацкий Совет, живодеров, вы на нашей шее и едете. Правильно говорили нам комму¬нисты, что сельсовет надо избирать из бедняков».

Сельская ячейка РКП и комсомольская организация состоят, кроме одно¬го члена партии Макарьева-макаровца, из тальминцев. Ячейка и комсомол, выпуская из-под своего влияния середняцкую часть деревни, толкая ее на блок с зажиточным элементом, явились вожаками исключительно бедноты, вслед¬ствие чего на сельских сходах до перевыборов сельсовета при разрешении вопросов всегда одерживали верх тальминцы. В то же время ячейка ударилась в окулачивание крестьянства, приписывая ярлык «кулака» без разбора ко всем даже старательным крестьянам.

Обострение отношений между ячейкой и середняцкой и зажиточной ча¬стью деревни еще углублялось неправильной постановкой антирелигиозной работы ячейки: постоянные насмешки со стороны членов ячейки над религи¬озностью старообрядцев, частые указания старообрядцам на то, что они не могут молиться без разрешения на то со стороны милиции, причем были слу¬чаи, когда, например, в 1923 г. член ячейки, председатель сельсовета Казазаев вызвал в сельсовет старообрядческого попа и отобрал у него подписку о том, что без разрешения милиции он не будет устраивать молитвенные собрания; в 1925 г., незадолго до Пасхи, член ячейки Синдякин явился в молитвенный дом старообрядцев с целью проверки собравшихся.

Последние перевыборы в сельсовет, окончившиеся поражением ячейки и выбившие ячейку с «командной высоты» по советской линии, особенно толк¬нули ячейку на антирелигиозную работу.

Под влиянием такого общего настроения Сысоев Петр, увязавший пора¬жение ячейки со своими личными обидами от зажиточных старообрядцев, ре¬шился на совершение преступления, и возможно, что моментом, оформившим в сознании Сысоева [решение] бросить гранату, был разговор в квартире Бе¬ляева Василия (кандидат в члены РКП), хотя и шуточного содержания, как выражается Сысоев, о бомбе, где Беляев в разговоре выразился, что вот сейчас подходит Пасха, кержаки (старообряцы) соберутся молиться и хорошо было бы бросить бомбу. Участие в преступлении ячейки в целом или ее отдельных членов, кроме Сысоева, не установлено, но что члены ячейки в общем отно¬сятся сочувственно к этому акту, следует из того, что один из членов ячейки на оценку крестьянами поступка Сысоева как хулиганства ответил, что это не ху¬лиганство, а политический акт и что убийство 5 человек спасет 500 человек от религиозного дурмана».

Антисоветская публика, имеющая книжное представление о следствии и правосудии часто кричит, что "невинная жертва" была осуждена лишь на основании свидетельских показаний и признаний обвиняемого. Будем ждать, что она и тут заступится за Сысоева))

Как видим, несмотря на очевидную классовую подоплеку конфликта, ОГПУ составила отчет вполне объективно, отметив даже перегиб в антирелигиозной пропаганде.

Для меня важным свидетельством о демократии 1924 г. была отмена выборов по требованию избирателей, хотя на выборах победили представители правящей партии.

Реклама

25.03.2010 - Posted by | Uncategorized | , , , , , ,

Комментариев нет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: