Лаборатория историка

Исследование повседневной жизни советских людей в эпоху Сталина

Как поступали в МГИМО при Сталине.


Любопытная подробность из воспоминаний: Леонов Н.С. Лихолетье.- М.: Эксмо, Алгоритм, 2005.

«Долгие годы он возглавлял информационно-аналитическое управление Первого главного управления КГБ (внешняя разведка)». www.agentura.ru/dossier/russia/people/leonov/

Воспоминания написаны с антисталинских позиций. Однако, вот какой факт показался интересным.

Леонов родился в 1928 г. в рязанской деревне Алмазово в семье крестьянина-середняка: лошадь, корова, пара свиней, две дюжины кур. Вскоре отец уехал на учебу в город и в итоге бросил семью. Мать переехала с маленьким сыном в Москву, но через несколько лет вынуждена была отослать его обратно в деревню к тетке.

В деревне мальчик и пошел в первый класс. «Учился я истово, подбадриваемый теткой и другими взрослыми". Мать вышла замуж вторично за работника железной дороги. До 1947 г. он прожил в семье «в двухэтажном дощатом строении с засыпными стенами…в двух километрах от станции и города Электросталь, на работу и в школу приходилось ходить пешком».

В войну мальчик два года не ходил в школу, в которую вернулся в 1943 г. под давлением отчима. Благодаря другу из семьи учителей Леонов пристрастился к чтению книг и изучению немецкого языка. Уровень преподавания в школе на окраине города виден из следующего отрывка: «А какие были преподаватели! Директор школы Виктор Иванович Миловидов, словесник, был мастером по внеклассной работе. Трудно сейчас поверить, что мы ставили под его руководством «Горе от ума», «Вишневый сад». Созданный им школьный хор был просто чудом…Незабываем и математик Ирошников Николай Петрович…увлекался литературой, философией, без конца изобретал каверзные вопросы…»

Леонов закончил школу в 1947 г. с золотой медалью. «Решение продолжит учебу в вузе было естественным, другие пути даже не рассматривались. Мое сердце больше всего склонялось к карьере юриста…Выбор помогли сделать два человека: мой друг Виктор Рейтблат и постовой милиционер… Первый поколебал мои планы, предложив податься в Институт международных отношений, а второй забил окончательный гвоздь, сказав, что ехать к Московскому государственному институту международных отношений значительно ближе и проще, чем к Московскому государственному университету…

В те годы еще не свирепствовала эпидемия блата. В МГИМО приняли документы провинциального медалиста без задержек. Экзамен по немецкому я сдал играючи и, выбрав для специализации испанский язык под впечатлением республиканской эпопеи 1936-1939 годов, был зачислен студентом».

Итак, безродный пацан с окраины провинциального городка в своей школе получил достаточное среднее образование, чтобы своими силами поступить в один из самых престижных вузов страны. А то, что его приняли именно в МГИМО, — ярчайшее свидетельство в пользу свободного социального лифта при Сталине.

Когда главный аналитик Леонов писал этот последний абзац про отсутствие блата в МГИМО, это нисколько не смягчило его антисталинизм. Вот такие аналитики рулили в позднем СССР…

25.02.2010 - Posted by | Uncategorized | ,

23 комментария »

  1. Как-то странно. А если люди поступают при Ельцине без блата, это должно запретить им быть антиельцинистами?

    комментарий от lightjedi | 25.02.2010 | Ответить

  2. Без блата или денег в МГИМО? Не смешите…

    комментарий от ihistorianword | 25.02.2010 | Ответить

  3. Знаете, у меня есть подозрение, что он просто попал в «квоту».
    «Старшие товарищи» как-то рассказывали, что в советских ВУЗах было такое явление, как «квота», т.е., среди поступивших обязательно должен быть определенный процент социальной или национальной группы. Условно говоря — «рабочих» — столько-то, «крестьян» — столько-то и т.д. И если этот процент набирался, то абитуриент просто «проваливался» на экзамене или «прокатывался» приемной комиссией.
    Хотя, с другой стороны, приходилось слышать совершенно противоположные вещи, например, как абитуриент на прием к ректору попадал без проблем и добивался справедливости.
    Кстати, я вот на другое внимание обратил во всех этих воспоминаниях — количество учителей-МУЖЧИН в средней школе.

    комментарий от nazar_rus | 25.02.2010 | Ответить

  4. пардон конечно но….
    Ну на мой взгляд ещё не известно, было ли скрытое лобби (может родной отец попал в НКВД на секретную службу) ну и к тому же вот моя сестра поступила без денег и лобби, а я вот нет, вот так то! Так что бы сказал Фрэйд?….

    комментарий от deniss_meetchel | 25.02.2010 | Ответить

  5. Re: пардон конечно но….
    Отец его и отчим известны. Ваша сестра в МГИМО поступила?
    Речь идет именно об этом Вузе. МГИМО — самый блатной вуз послесталинского СССР.

    комментарий от ihistorianword | 25.02.2010 | Ответить

  6. Так наличие подобной квоты — большой плюс.

    комментарий от ihistorianword | 25.02.2010 | Ответить

  7. Вот и я о том же.

    комментарий от nazar_rus | 25.02.2010 | Ответить

  8. Меня иногда поражает односторонность комментариев.
    Вот скажите если наш тезис, заключается в том, что образование должно быть общедоступным, или как выразился автор поста «ярчайшим свидетельством в пользу свободного социального лифта при Сталине», то как его реализовать на практике? Дуболомы, видимо, подобные вам, (не в обиду, но что поделать если вы сами такое пишите) примут меры по абсолютно равноправным возможностям для абитуриента при сдаче экзамена. То есть они будут рассматривать всех поступающих людей только с одной стороны, подобно тому как математика видит только количественную сторону вещей, они увидят только результаты сдачи экзамена. Такое положение дел вас, конечно, может устроить, ведь вы дуболом думаете, что единое право для всех — есть единое равенство для всех. Только есть небольшая загвоздочка, — это только формальное равенство. Дело в том, и я думаю, это для вас не новость, что люди обладают разными способностями, возможностями и находятся в совершенно разных условиях. И считать, что деревенский и московский парень при поступлении это одно и тоже — большая оригинальность.
    Да будет вам известно, что если вы уж решите создавать действительно равные условия для всех абитуриентов, вам как придется добиваться равенства в вопросе непосредственно приема экзаменов, так и «выравнивать» особенности группового и индивидуального положения поступающих. Поскольку дело это (речь идет о втором) достаточно хлопотное, и даже на определенных этапах не очень важное, поэтому существует вполне здравая мера по резервированию мест для групп поступающих, обладающих примерно общими «недостатками в положении» по отношению к тем, кто обладает преимуществами.
    Круто, а вы и не догадывались?

    комментарий от grano_ivan | 25.02.2010 | Ответить

  9. Давайте без оскорблений, — это раз.
    Второе, непонятно Вы с кем спорите? Мы-то как раз согласились с тем, что квоты — это плюс, а квоты — это и есть Ваш «механизм выравнивания»…

    комментарий от ihistorianword | 25.02.2010 | Ответить

  10. Я не спорю, я указываю на то, что вопрос обстоит несколько сложнее чем: «Знаете, у меня есть подозрение, что он просто попал в квоту». Тем более, то что вы согласились друг с другом — это дело совсем иного комментария, который я не видел, который был добавлен, видимо, позже, чем я начал писать ответ. И вы, кстати, должны были тему «квот» раскрыть куда более содержательно чем: «дак квоты — это хорошо».
    А оскорбление — это «производственный» брак от такого вот общения, когда человек неясно выражает свою позицию, при том упрощая вопрос до вражеских инсинуаций о квотах.

    комментарий от grano_ivan | 25.02.2010 | Ответить

  11. если я не прав, баньте.

    комментарий от grano_ivan | 25.02.2010 | Ответить

  12. Я придерживаюсь чаще другого метода, чем «более содержательное раскрытие»))
    Я даю читателю факт и предоставляю ему самому сделать вывод. Подталкиваю наводящими вопросами)Если уж просят — откровенно формулирую свой тезис)
    У меня все френды очень начитанные и проницательные, я стараюсь и своим тоном и редкими замечаниями создать уютную атмосферу в блоге для бесед, рассуждений и дискуссий. Банить Вас не за что(да я подумаю раз 10 прежде чем френда банить), тем более теперь я понял, что Вы не видели еще два комментария.
    За все время моего ЖЖ я забанил одного умного гражданина за то, что он опубликовал в своем ЖЖ часть моей работы и начал над ней изголяться, при этом переврав мои тезисы и не давая на меня ссылку.

    комментарий от ihistorianword | 25.02.2010 | Ответить

  13. Не думаю, что сталинское МГИМО было сильно престижнее теперешнего МГУ. А в МГУ поступить без блата и денег вполне возможно.

    комментарий от lightjedi | 25.02.2010 | Ответить

  14. Была такая квота. Мой муж в нее попал (правда, уже в 80-е), когда на журфак поступил. Ему ведь и в голову не приходило в САМ Киев, да еще на такой блатной факультет, как журфак поступать. А в редакции районки, еще школьником встретился с бывшим деканом факультета Прилюком. Тому понравились статьи юнкора, он и посоветовал поступать. 13% была квота. После того, как муж прошел ТВОРЧЕСКИЙ экзамен, на котором многие блатные отсеялись, декан (как муж узнал после последнего экзамена) хлопотал, чтобы его не резали.

    комментарий от varjag_2007 | 26.02.2010 | Ответить

  15. Видите ли, перед тем как комментировать и определниями бросаться стоит для начала вдуматься, о чем, собственно говоря, идет речь. А уж потом рассуждать о «выравнивании».
    Не знаю как Вы, а вот лично я проработал в свое время достаточный срок ответственным секретарем приемной комиссии, так и главой предметной комиссии в одном из ВУЗов. Так что знаю, о чем пишу.

    комментарий от nazar_rus | 26.02.2010 | Ответить

  16. Ага. Такая вот система социальных лифтов.

    комментарий от nazar_rus | 26.02.2010 | Ответить

  17. Т.е. вы утверждаете что, то что я написал выше не имеет отношения к квотам, не определяет политику квот? Пока по вашим словам вы никакого опыта, кроме, видимо, самого непосредственного, из вашей работы не вынесли.

    комментарий от grano_ivan | 26.02.2010 | Ответить

  18. Re: пардон конечно но….
    ну читать я ещё не разучился))) именно, с одной лишь разницей , что она в 89 поступила, а я в 95 не поступил, возможно к счастью) английский я тоже сдал играючи и все разоблачения Ельценской эпохи, возможно, всё ещё хранятся в архивах этого уважаемого заведения под названием «Бриллиантовый ХХ век»
    С Уважением

    комментарий от deniss_meetchel | 26.02.2010 | Ответить

  19. Нет, я назвал причину, по которой мальчик без связей с периферии вполне легально попал в престижный ВУЗ. Помимо этого, кроме попадания в квоту — знания иметь нужно было.
    Оценками и наклейкой ярлыков Вы начали заниматься.

    комментарий от nazar_rus | 26.02.2010 | Ответить

  20. Вы явно виляете, ну да ладно, отвечу только на ваше заявление о том, что я якобы не учел знания. Вы сказали: «Помимо этого, кроме попадания в квоту — знания иметь нужно было». А я выше писал: «Да будет вам известно, что если вы уж решите создавать действительно равные условия для всех абитуриентов, вам (!!!!) как придется добиваться равенства в вопросе непосредственно приема экзаменов, так и «выравнивать» особенности группового и индивидуального положения поступающих».

    комментарий от grano_ivan | 26.02.2010 | Ответить

  21. Re: пардон конечно но….
    Ух ты))
    Зато я языки не знаю

    комментарий от ihistorianword | 26.02.2010 | Ответить

  22. > Кстати, я вот на другое внимание обратил во всех этих воспоминаниях — количество учителей-МУЖЧИН в средней школе.
    если вас заинтересует, то вот некоторая статистика по данному вопросу
    http://diewolpertinger.livejournal.com/117049.html

    комментарий от diewolpertinger | 27.02.2010 | Ответить

  23. Вот именно на это ваше заявление я и ответил — что был ГЛАВОЙ ПРЕДМЕТНОЙ КОМИССИИ — то есть — ПРОВЕРЯЛ ЗНАНИЯ.
    Теперь понятно?

    комментарий от nazar_rus | 27.02.2010 | Ответить


Добавить комментарий

