Лаборатория историка

Исследование повседневной жизни советских людей в эпоху Сталина

Хрестоматия: начало.


Начал работу над составлением Хрестоматии по истории СССР, или Хрестоматии по Новейшей истории Отечества. Как я уже говорил, в Хрестоматию будут включаться лишь выдержки из исторических источников, дабы максимально уйти от политизированности, которой полностью, конечно, избежать не удастся. Ну и не для того у меня уже сотня френдов, чтобы они беззаботно отсиживались в сторонке))Предлагаю Вашему вниманию первую страницу содержания, — буду рад высказанным замечаниям…

Хрестоматия по Истории СССР, или Хрестоматия по Новейшей истории Отечества  lost-empire.ru/index.php

* Что такое хрестоматия и как с ней работать

*Российская империя в конце XIX — начале XX века в царствование Николая II (1894 — весна 1914г.)

* Россия в период великих потрясений (лето 1914 — 1922гг.)

* Становление Советского государства и общества (1923 — 21 июня 1941г.)

* Советский Союз накануне и в годы Второй Мировой войны (1933 — 1945 гг.)

* Восстановление и борьба за независимость от ядерного шантажа (1944 — 1953 гг.)

* Развитие СССР в 1953 — 1964 гг.

* СССР в 1965 — 1982 гг.

* Подготовка и проведение реставрации капитализма. Ликвидация СССР.

* Николай II

* Ленин

* Сталин

* К биографиям других деятелей СССР

* Разное, накопитель источников для дальнейшего распределения

* Отношение к СССР

Реклама

09.02.2010 - Posted by | Uncategorized |

36 комментариев »


  1. Подготовка и проведение реставрации капитализма. Ликвидация СССР.

    Меня эта тема интересует.С интересом ознакомлюсь с содержанием этой главы.

    комментарий от aleks1958 | 08.02.2010 | Ответить

  2. От пункта «Подготовка и проведение реставрации капитализма» слегка веет конспирологией — уж не знаю, хотели вы этого или нет.

    комментарий от lightjedi | 08.02.2010 | Ответить

  3. Там вообще не должно быть моего мнения…по-крайней мере очень буду стараться свести его к минимуму. Но в формулировании названия тем не избежать идеологии. Как бы Вы сформулировали?

    комментарий от ihistorianword | 08.02.2010 | Ответить

  4. Вот халявщик))) Помогай!!

    комментарий от ihistorianword | 08.02.2010 | Ответить

  5. Может и правда — Реставрация капитализма. Ликвидация СССР.
    Можно и местами поменять. Вообще-то, эта тема будет загружаться последней. Если только поможет кто))

    комментарий от ihistorianword | 08.02.2010 | Ответить

  6. Я бы просто назвал «Перестройка».

    комментарий от lightjedi | 08.02.2010 | Ответить

  7. Перестройка — это самоназвание внутренней политики, причем явно призванное скрыть сущность процесса. Мне же необходимо сформулировать научное название периода типа Английская буржуазная революция, эпоха великих географических открытий, — понятно, что это тоже не самоназвания участников тех событий))
    Пожалуй исправлю завтра на Период ликвидации СССР и реставрации капитализма. — вряд ли кто-то может возразить. что это неверная формулировка.

    комментарий от ihistorianword | 08.02.2010 | Ответить

  8. Это общепринятый и сложившийся термин — такой же, как нэп. Если вы хотите уйти от политизированности, то не стоит изобретать новые названия на ровном месте.
    А так можно и 30-е годы назвать «Становление репрессивного режима Сталина».

    комментарий от lightjedi | 08.02.2010 | Ответить

  9. Разница принципиальная: мое название выражает суть процесса и главное содержание, а Ваш пример — вариант названия одной из тенденций, да еще очень сорный. По мне так ближе название «становление самого демократичного в истории сталинского стиля управления государством»))))…А вот с тем, что действительно произошла ликвидация СССР и реставрация капитализма всерьез спорить никто не будет.
    Вариант «перестройка» не раскрывает суть процесса — он вообще ни о чем не говорит. НЭП — также, но у меня нэпа и нет здесь

    комментарий от ihistorianword | 08.02.2010 | Ответить

  10. Напрасно вы отказываетесь от этого названия.Существующее название более точно отражает те процессы, которые были при распаде СССР.
    Не случайно ,ваш оппонент придрался ИМЕНННО К ЭТОМУ ПУНКТУ.Применил стандартную идеологическую дубину, запугав вас обвинением в конспирологии.
    В общем мое мнение — оставить это название.И ОЧЕНЬ ХОРОШО, что от него веет конспирологией …

    комментарий от aleks1958 | 08.02.2010 | Ответить

  11. Объедените оба подхода и усильте первоначальный тезис. Перестройка как реставрация капитализма в СССР.

    комментарий от realizator71 | 09.02.2010 | Ответить

  12. Видите ли, у Вас наблюдаются хронологические перекрытия разделов. Я лично считаю, что это неправильно, поскольку утрачивается причинно-следственная связь. Сделайте либо с точки зрения процессов, либо с точки зрения хронологии. Что для Вас важнее — периодизация или динамика исторического процесса.

    комментарий от nazar_rus | 09.02.2010 | Ответить

  13. Ваш вариант — тоже название одной из тенденций. Проблема в том, что реальность эта тенденция отражает процентов на 20, если не меньше.
    Название было бы еще приемлемым, если бы вы писали монографию на тему и ограничивались аспектами капитализма в советской экономике. А у вас хрестоматия, т.е. с минимумом собственного мнения.
    Например, у вас антиалкогольная кампания тоже будет частью «реставрации капитализма»? А результирующий эффект снижения смертности и повышения продолжительности жизни?

    комментарий от lightjedi | 09.02.2010 | Ответить

  14. Мне кажется «Подготовка и проведение реставрации капитализма. Ликвидация СССР.» — как-то не совсем правильно.
    Представляется разумным разделить период с 82 по 91 и с 91 и дальше..
    Понятие «подготовки» — подразумевает нацеленные действия, наличие плана, а по факту было рыскание, разгильдяйство, непрофессиионализм, предательство и т.д. Я бы назвал этот период «период потрясений системы социализма».
    И насчет реставрации капитализма — вопрос очень спорный.. мир в котором мы живем сложно назвать капитализмом в классическом смысле этого слова.
    «К биографиям других деятелей СССР» — мне кажется узко.
    Наверное правильно было бы и деятелей царского режима включить и прочих революционеров и мировых лидеров, как с которыми дружили, так и тех с которыми воевали.
    Керенский, Троцкий, Рузвельт, Черчиль, Гитлер..
    чего бы я еще добавил — это ссылки на определения.. Спроси кого, что такое коммунизм — и никто не ответит, что такое социализм тоже, а уж всяческих эсеров, кадетов и брать страшно.. Общественно политические движения в СССР в справочные материалы я бы выставил

    комментарий от vovkodav | 09.02.2010 | Ответить

  15. Вот довольно интересные высказывания товарища Яковлева

    Группа истинных, а не мнимых реформаторов разработали (разумеется, устно) следующий план: авторитетом Ленина ударить по Сталину, по сталинизму. А затем, в случае успеха, Плехановым и социал-демократией бить по Ленину, либерализмом и «нравственным социализмом» — по революционаризму вообще.

    Оглядываясь назад, могу с гордостью сказать, что хитроумная, но весьма простая тактика — механизмы тоталитаризма против системы тоталитаризма — сработала.

    Считаю, эти высказывания полностью соответствуют текущему названию пункта ,из-за которого разгорелся спор.
    Именно так : «Подготовка» (Группа истинных, а не мнимых реформаторов разработали (разумеется, устно) следующий план) «и проведение реставрации капитализма. Ликвидация СССР.» (тактика — механизмы тоталитаризма против системы тоталитаризма — сработала.)

    комментарий от aleks1958 | 09.02.2010 | Ответить

  16. Так ссылку сразу бы дал — вставлю))

    комментарий от ihistorianword | 09.02.2010 | Ответить

  17. Перестройка просто более узкое понятие чем процесс реставрации капитализма — это лишь часть событий- действий и это лишь часть по хронологии. Например, реставрация капитализма и уничтожения остатков советской государственности наиболее активно осуществлялось в 1991-1993 гг. когда ни о какой «перестройке» речи быть не может.

    комментарий от ihistorianword | 09.02.2010 | Ответить

  18. У меня действительно хронологические рамки периодов необычные, но приведите пожалуйста пример, если это сделано неудачно.

    комментарий от ihistorianword | 09.02.2010 | Ответить

  19. Насчет биографий согласен — учту. Спасибо
    Определения -это личное. каждый может нагуглить быстро и выбрать

    комментарий от ihistorianword | 09.02.2010 | Ответить

  20. ИМХО не стоит «ликвидацию СССР» начинать с 1982. Ненатурально. Оставили б привычный 1985.

    комментарий от yadocent | 09.02.2010 | Ответить

  21. ага.. на коммунизм нагуглишь.. 🙂 кровавый режим и пр.. 🙂
    и насчет справочника по общественно- политическим движениям и партиям — я бы подумал.. 🙂

    комментарий от vovkodav | 09.02.2010 | Ответить

  22. А яндекс? Я ж не знаю, как там по правилам исторической науки- какие ссылки надежные какие нет…
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
    http://agitclub.ru/gorby/ussr/blackbook1.htm
    еще можно найти….

    комментарий от aleks1958 | 09.02.2010 | Ответить

  23. А андроповщина?
    Там же прочистили партию — будь здоров.Процессы начинались над партийными деятелями.( пример Медунов-его же потом оправдали)

    комментарий от aleks1958 | 09.02.2010 | Ответить

  24. ИМХО, прочистили заслуженно. Скажете, не было злоупотреблений у Рашидова, Чурбанова, Щелокова, Медунова, Адылова??…

    комментарий от yadocent | 09.02.2010 | Ответить

  25. Медунова, повторюсь, ВООБЩЕ ОПРАВДАЛИ.Он НЕВИНОВЕН .Жертва репрессий Андропова 🙂
    Адылова — не знаю
    Рашидова убрали в связи с борьбой партии и КГБ.Среднеазиаты , грубо говоря,не уважали КГБ, за что и поплатились.Там , признания выбивались, самоубийства с несколькими выстрелами в голову были.Естественно можно было выбить какие -то свидетельства
    Щелоков , Чурбанов- борьба КГБ и МВД за власть.
    Если бы победило МВД — с таким же упехом сейчас бы были коррупционерами какой нибудь из высших чинов КГБ( какой нибудь Крючков и тд)Т.е. по принципу — любого мужчину после 30 можно смело сажать за решетку.
    В общем, не считаю ( Адылова, повторюсь — не знаю)названных вами людей такими уж коррупционерами.
    Это моя точка зрения.Не навязываю
    НО МЕДУНОВ ОПРАВДАН- ЭТО ФАКТ.Но зачем то его оклеветали….
    Считаю — это был ,начатый во времена Андропова, процесс дискредитации партии, что являлось подготовкой к реставрации капитализма.Именно поэтому согласен с разбивкой 1982-….

    комментарий от aleks1958 | 09.02.2010 | Ответить

  26. Это, конечно, пока на уровне гипотезы ходит — роль Андропова.
    В принципе решающая стадия позже началась, подумать надо

    комментарий от ihistorianword | 09.02.2010 | Ответить

  27. Раздел «Становление советского государства» и «СССР накануне и в годы Второй мировой».
    Ну период 1914 — 1922 года разбил бы как минимум на четыре — Первая мировая до Февраля, потом Февраль-октябрь, потом Советская власть до начала Гражданской войны и Гражданская война.

    комментарий от nazar_rus | 09.02.2010 | Ответить

  28. Большое дело!

    комментарий от diana_spb | 09.02.2010 | Ответить

  29. В первую часть про национальный вопрос и национальную политику вряд ли следует помещать: ведь здесь общие сведения о России в к. 19 — н. 20 в. Может быть, только указать «национальный и этнический состав» России. А вот национальная политика пойдет во внутренней политики царизма. Или весь блок перевести в другой раздел, надо полагать перед вопросом о внешней политике России.
    По национальной политике громадную фактически хрестоматию см. у В.С. Дякина.

    комментарий от debaterage | 10.02.2010 | Ответить

  30. «Становление советского государства и общества» с 1923 г.? В чем логика. И общество, и государство начало «становиться», конечно, с Окт. революции 1917 г.
    Я вообще не понял, а какие-то уже существующие хрестоматии принимаются во внимание?

    комментарий от debaterage | 10.02.2010 | Ответить

  31. То есть «не такими коррупционерами» все-таки признаете? А насчет постфактумных «оправданий» напомню: в Казахстане оправдали и нациков, устроивших погромы в декабре 1986 — они сейчас считаются «хероями борьбы за нацвозрождение». Я С ЭТИМ НЕ СОГЛАСЕН.
    ИТОГ: из названных мною фамилий только Медунов (по вашему) невиновен. А остальные???

    комментарий от yadocent | 10.02.2010 | Ответить

  32. Я смотрю не логически , я смотрю юридически
    В случае Медунова — юридическое оправдание. В случае остальных — я показал вам явный заказной характер этих дел.Заказной харакер дел был виден еще в то время ( достаточно посмотреть на товарища Гдляна :)) )На это я и обратил внимание.
    Как понял , вы не очень внимательный человек,этого не заметили ( как и довольно приличного отстрела в Донецке в 90-х:)) )
    Но,продолжу , так как не было юридического оправдания ( я не слышал во всяком случае), то я и употребил такой термин.Делать какие то глубокомысленные выводы из употребленных мною терминов — считаю понижать уровень дискуссии.:)
    Ваше сравнение Медунова с националистами — некорректно.Там человек просился в партии восстановить.Это явно старый кадр,совершенно не в новых веяниях.Сейчас выгодно партократов гнобить, сваливать все беды на партию , т.е просто так ,без достаточных юридических оснований человека бы не оправдали
    Ну в общем , где-то так.Свое мнение я высказал.Ваше понял…Давайте заканчивать.
    Поинтересуйтесь на досуге делом Медунова и переходным периодом Брежнев — Андропов.Там много интересного…

    комментарий от aleks1958 | 10.02.2010 | Ответить

  33. Последнее, извиняюсь.
    Вот про «коррупционера»

    Подаренные тюбетейка, халат золотого шитья и кофейный сервиз за 100 рублей – вот все, что следствие смогло накопать на Чурбанова за полтора года. За этот удар по «жизненному уровню граждан» бывшему замминистра влепили 12 лет строгача, из которых он не отсидел и пяти.

    Наверно, нельзя было брать эти подарки, согласен.

    комментарий от aleks1958 | 10.02.2010 | Ответить

  34. Переделал все напрочь)) http://lost-empire.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=39&Itemid=11

    комментарий от ihistorianword | 13.02.2010 | Ответить

  35. Хрестоматий вообще мало очень, кидайте ссылки, если есть

    комментарий от ihistorianword | 13.02.2010 | Ответить

  36. Господа-товарищи, вы хотите уйти от политики — но предлагаемый вами проект книги, да и весь ваш ресурс являются крайне политизированными!
    Я считаю, лучшее пособие по истории империи зла на сегодня — книга А.Геллера и М. Некрича «Утопия у власти»!

    комментарий от walter_kim | 14.03.2010 | Ответить


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: